Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович является одной из ярких фигур русской философии начала XX века. Он навсегда останется неординарным русским мыслителем, чье имя прославилось как на родине, так и за рубежом.

Мыслитель существенно отошел от классического канона философии, именно поэтому его стиль кажется вызывающим. Его тексты отличает тяга к творческой власти, ярко выраженная эстетическая совесть.

Бердяев стремился решать глобальные проблемы философии по устоявшимся традициям западной мысли, из-за чего в его сторону полилась ядовитая агрессия, и даже устоялось выражение «Бердяев – это не Россия».

Биография Николая Бердяева

Николай Александрович Бердяев родился 18 марта 1874 года в имении Обухово в Киевской губернии в дворянской семье военных. Получал образование в Киевском кадетском корпусе, после которого был принят в Киевский университет на факультет естественных наук, а далее переведен на юридическое направление, откуда был отчислен по причине участия в беспорядках, а далее арестован.

Еще в 6 классе у Бердяева «явилось желание сделаться профессором философии», которому он следовал на протяжении всей жизни, и уже в 1899 году была опубликована его первая научная статья «Ф.А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».

Представитель марксизма, участник незаконных кружков, религиозный мыслитель – таким Бердяев был неугоден власти Российской империи, а затем и советскому государству, в котором несколько раз попадал под арест, а далее был выслан в другую страну.

Николай Бердяев и его взгляды

Философская деятельность Николая Бердяева началась с марксизма, от которого он впитал пафос революции и критику буржуазии, но далее он стал обращаться к экзистенциализму и персонализму.

Собственные мысли философ излагал в форме эссе, что выступало своеобразным протестом против приравнивания философии к науке. Научность мыслей он считал недопустимым «рабством», философия же для него выступала искусством, в котором на первый план всегда обязаны выдвигаться личность, творчество и призвание творца.

При решении социальных проблем мыслитель вставал на сторону персонализма, подчеркивая индивидуальность каждой личности и ее внутреннюю мощь. Он считал, что внутренняя составляющая каждого человека отделена от внешней оболочки и имеет иной путь развития. Данные мысли рождались в результате наблюдения конфликта человека и общество, которое старается подавить индивидуальность и всяческое духовное развитие.

Философия Бердяева выстраивается вокруг понятия «свобода», в соотношении с которым он решает исследуемые проблемы.

Научные изыскания

Николай Бердяев работал над проблемами философии истории, исторической памяти. В своих работах он пишет, что историческая память для него лежит на двух пластах: первый пласт – категория времени и религия, а второй – конкретные события истории из жизни общества.

В раннем труде «Философия свободы» мыслитель обозначает свободу как антитезу необходимости. В основе лежит учение двух видах созерцания мира: мистический путь, содержащий переход в свободу религиозной жизни, и магический путь, который выступает путем человекобожеским.

Для Бердяева свобода не однозначна: существуют «свобода от», имеющая негативное значение, и «свобода для». Бердяев видел свободу религии только в христианстве, поскольку в нем личность получает шанс на искоренение внешних обстоятельств при помощи свободного субъекта. Так, философия свободы является философией богочеловечества.

Проблема свободы многогранно освещается также в трудах «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства)» и др.
Вопрос о соотношении творчества и религии широко освещается в произведении «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)», ядро которого – проблема «…взаимоотношения между путями человеческого спасения и путями человеческого творчества».

На первый план автор выводит дуализм жизни каждого христианина, указывая на раскол между духовным и мирским, повседневной жизнью и Церковью. В основе произведения лежит учение о творчестве как духовном деянии, производя которое человек забывает о своем «Я», отходит от себя. Творчество приравнивается к смирению, при котором человек занят исключительно самоусовершенствованием.

Обращаясь к проблеме национальности и исторической памяти народа, он создает работу «Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности». Данный труд – попытка понять цель двух движущих держав: России и Запада, предощущение их гибели. Произведение состоит из нескольких статей, проливающих свет на проблему рабства народа. Оно поднимает национальный вопрос, остающийся актуальным на сегодня.

Бердяев являлся идеологом анархизма, мысли о котором ясно отражаются в письме девятом в труде «Философия неравенства». Анархизм определяется автором как одно из вечных стремлений общества и один из возможных пределов мысли. Он является противоположностью социализма. Мыслитель показывает, что анархизм выступает за свободу, он позволяет хаосу превратиться в гармонию.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности