Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович является одной из ярких фигур русской философии начала XX века. Он навсегда останется неординарным русским мыслителем, чье имя прославилось как на родине, так и за рубежом.
Мыслитель существенно отошел от классического канона философии, именно поэтому его стиль кажется вызывающим. Его тексты отличает тяга к творческой власти, ярко выраженная эстетическая совесть.
Бердяев стремился решать глобальные проблемы философии по устоявшимся традициям западной мысли, из-за чего в его сторону полилась ядовитая агрессия, и даже устоялось выражение «Бердяев – это не Россия».
Биография Николая Бердяева
Николай Александрович Бердяев родился 18 марта 1874 года в имении Обухово в Киевской губернии в дворянской семье военных. Получал образование в Киевском кадетском корпусе, после которого был принят в Киевский университет на факультет естественных наук, а далее переведен на юридическое направление, откуда был отчислен по причине участия в беспорядках, а далее арестован.
Еще в 6 классе у Бердяева «явилось желание сделаться профессором философии», которому он следовал на протяжении всей жизни, и уже в 1899 году была опубликована его первая научная статья «Ф.А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».
Представитель марксизма, участник незаконных кружков, религиозный мыслитель – таким Бердяев был неугоден власти Российской империи, а затем и советскому государству, в котором несколько раз попадал под арест, а далее был выслан в другую страну.
Николай Бердяев и его взгляды
Философская деятельность Николая Бердяева началась с марксизма, от которого он впитал пафос революции и критику буржуазии, но далее он стал обращаться к экзистенциализму и персонализму.
Собственные мысли философ излагал в форме эссе, что выступало своеобразным протестом против приравнивания философии к науке. Научность мыслей он считал недопустимым «рабством», философия же для него выступала искусством, в котором на первый план всегда обязаны выдвигаться личность, творчество и призвание творца.
При решении социальных проблем мыслитель вставал на сторону персонализма, подчеркивая индивидуальность каждой личности и ее внутреннюю мощь. Он считал, что внутренняя составляющая каждого человека отделена от внешней оболочки и имеет иной путь развития. Данные мысли рождались в результате наблюдения конфликта человека и общество, которое старается подавить индивидуальность и всяческое духовное развитие.
Философия Бердяева выстраивается вокруг понятия «свобода», в соотношении с которым он решает исследуемые проблемы.
Научные изыскания
Николай Бердяев работал над проблемами философии истории, исторической памяти. В своих работах он пишет, что историческая память для него лежит на двух пластах: первый пласт – категория времени и религия, а второй – конкретные события истории из жизни общества.
В раннем труде «Философия свободы» мыслитель обозначает свободу как антитезу необходимости. В основе лежит учение двух видах созерцания мира: мистический путь, содержащий переход в свободу религиозной жизни, и магический путь, который выступает путем человекобожеским.
Для Бердяева свобода не однозначна: существуют «свобода от», имеющая негативное значение, и «свобода для». Бердяев видел свободу религии только в христианстве, поскольку в нем личность получает шанс на искоренение внешних обстоятельств при помощи свободного субъекта. Так, философия свободы является философией богочеловечества.
Проблема свободы многогранно освещается также в трудах «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», «Философия свободного духа (Проблематика и апология христианства)» и др.
Вопрос о соотношении творчества и религии широко освещается в произведении «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)», ядро которого – проблема «…взаимоотношения между путями человеческого спасения и путями человеческого творчества».
На первый план автор выводит дуализм жизни каждого христианина, указывая на раскол между духовным и мирским, повседневной жизнью и Церковью. В основе произведения лежит учение о творчестве как духовном деянии, производя которое человек забывает о своем «Я», отходит от себя. Творчество приравнивается к смирению, при котором человек занят исключительно самоусовершенствованием.
Обращаясь к проблеме национальности и исторической памяти народа, он создает работу «Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности». Данный труд – попытка понять цель двух движущих держав: России и Запада, предощущение их гибели. Произведение состоит из нескольких статей, проливающих свет на проблему рабства народа. Оно поднимает национальный вопрос, остающийся актуальным на сегодня.
Бердяев являлся идеологом анархизма, мысли о котором ясно отражаются в письме девятом в труде «Философия неравенства». Анархизм определяется автором как одно из вечных стремлений общества и один из возможных пределов мысли. Он является противоположностью социализма. Мыслитель показывает, что анархизм выступает за свободу, он позволяет хаосу превратиться в гармонию.