Историческая справка
Андрей Курбский (1528—1583) – член Избранной рады, князь, военный, русский мыслитель.
Андрей Михайлович Курбский служил государству во времена интенсивного государственного строительства XVI в. Ученые говорят о двух главных противоречивых тенденциях этого периода – организация сословного представительства по всей вертикали и деспотизация верховной власти, установление неограниченных полномочий монарха. Вторая тенденция связана с именем Ивана IV Грозного и установлением опричного управления.
Андрей Курбский был представителем и поклонником первой идеи. Выходец из старинного знатного рода ожидаемо поддерживал тезис о сословно-представительной монархии. Изначально получив земли близ Москвы и боярский титул, он бежал из страны после падения Избранной рады.
Андрей Курбский и его взгляды
Говоря о взглядах на власть, Курбский писал о том, что источником власти является божественная воля, а князья и цари только «помазуются». Целью держателя власти является справедливое и милостивое правление во благо подданным. Отсюда вытекает мысль о том, что самая насущная задача правления – судопроизводство.
Широко известна критика самого царя от Андрея Курбского. Так, как и Зиновий Отенский, рассматриваемая фигура подвергала критике праздное времяпрепровождение элиты. Курбский пошел еще дальше – он критикует самого Ивана Грозного за постоянные поездки по монастырям, которые являлись приоритетом во вред государственным делам. Так, даже при том, что Иван IV ведет воцерковленную жизнь, он забывает о государственных делах, а это главная задача царя. Курбский считает его правление безбожным и беззаконным. Царь груб и своеволен.
При этом, вспоминаются с положительной оценкой доопричные времена деятельности Избранной рады, как времени меритократии и расцвета представительных институтов. Во всех неудачах, в том числе военных, Андрей Курбский винит введение опричнины и действия царя по сосредоточению всей власти в его руках. Как вывод – такое поведение преступно.
Правление Ивана Грозного, по мнению Курбского, способствовало тому, что в обществе правила клевета и доносы. При этом, казни обычно проводились без следствия и судебного процесса. Таким образом, разрушается социальный порядок – бегут и продают в рабство детей крестьяне, купцы и землевладельцы страдают от коррупции и налогов.
Такая политика губит и армию. Большое количество управляющего состава казнено или в бегах. Из-за плохого управления войско терпит поражения, а страна теряет земли.
Кроме армии, чиновничество страдает не меньше по тем же причинам. Госаппарат постепенно заменяется на людей злых, клеветников, карьеристов, тех, кто использует свои посты не для служения обществу, а себе. Что плохо сказывается на управленческом процессе и на государстве.
Критика Курбского коснулась и судебной системы. До него суды критиковали Максим Грек, Иван Пересветов, Зиновий Отенский.
Традиционное понятие правды есть и у Андрея Курбского. Закон же это ее воплощение и воплощение справедливости. В случае, если закон не соответствует понятием правды и справедливости, то такой акт является незаконным требованием правителя к народу. Последний может такой нормативный акт не исполнять. В этом тезисе можно найти продолжение идей Цицерона и Аристотеля.
Андрей Курбский также предписывает издавать выполнимые законы, которые не будут вести к беззаконию в виду невозможности их выполнения. В этих взглядах на право, конечно, можно увидеть школу естественного права, которая активно развивалась западными мыслителями.
Рассматриваемый деятель считал современное ему отечественное судопроизводство дефектным – в решениях отсутствовала милость и правда. Незаконным Курбский считал заочное осуждение. В том состоянии, в котором находилась судебная система, заочно осужденным в обыкновении являлось лицо, которое было оклеветано. Необходимо иметь ввиду, что в то время широко применялась практика объективного вменения, то есть осуждения без установления вины.
И в таком состоянии, судебная система штамповала наказания, которые были довольно жестокими. Конечно, князь Кубский был против таких наказаний. Например, смертной казни (которая должна применятся в исключительных случаях). Кроме этого, князь критиковал практику, когда исполнение наказаний производилось обычными людьми, а не специальным чиновником или палачом. Такие люди становятся пособниками беззакония.
Утверждалось, что царь стал причиной «опустошение земли своея», оскудения экономики или того, что положение страны на мировой арене пошатнулось. Вменяется царю в вину и то, что он стал причиной отъезда лучших людей из страны, при этом, эмигрантов сам царь называет изменниками.
Риторика относительно политики аналогична. Царь является своевольным, его режим полностью нивелировал институты сословно-представительной монархии, прежде всего значение и политическую силу Земского собора.
Андрей Курбский четко дает понять, что если правление недостойного правителя не может закончится бескровным образом, то необходимо применить насилие. Здесь он продолжает мысль Иосифа Волоцкого о праве народа на восстание и сопротивление злу правителя (далее эту мысль поддержит Иван Тимофеев). При этом, он выдвигает новые требования к ситуации, когда такое сопротивление возможно.
В лучших традиция политической мысли, Андрей Курбский конструирует образ идеального правителя и формы правления. Так, правитель должен вершить суд по правде, обладать навыками управления, постоянно консультироваться с советниками. Последнее находит свое продолжение в форме правления, которая кроме должности монарха предполагает наличие сословно-представительного органа с реальными полномочиями по решению конкретных важных для государства вопросов.