Историческая справка
Максим Грек (ум. 1556) вслед за Нилом Сорским развил и разработал основные тезисы учения, известного как доктрина нестяжания.
Максим Грек (Михаил Треволис — мирское имя) – выходец из греческой знати, обучался в Италии и Греции. Православие принято на Афоне в 1504г.
Прибыл в 1515 году по приглашению великого князя Василия Шуйского для исправления богослужебных книг. В 1525г. Максим Грек осужден Соборным судом за протурецкую ориентацию. Судим в 1531 году за следование доктрине нестяжательства (отвергал право вотчины монастырей) совместно с Вассианом Патрикеевым.
В заточении в Твери (Отрочь монастырь) написал множество трудов, чем снискал себе славу ученого. Основным тезисом Максима Грека стала обязательность личного труда и нестяжание, который он изложил в евангельской проповеди.
Максим Грек и его взгляды
Частная собственность считалась им несправедливой, а ее накопление расходится с православием. Из духовных христианских текстов он выводит ошибочность практики вотчинного быта церкви. Парируя его тезис, церковники утверждали, что монах и духовник сам по себе не имеет ничего, поэтому беден, все богатства принадлежат организации.
Максим Грек сравнивает монастырь с разбойниками, они все несут ответственность за групповое преступление. Стяжательство указывается как самый страшный грех, который совершает и церковь, и мирские люди. Это стиль жизни основанный на обирании других. Это причина социальных пороков (эксплуатация, ростовщичество) и нравственных слабостей (алчность, взяточничество). Максим Грек отстаивал прекращение стяжаний. Предполагалась даже возможность государственного вмешательства.
Большое внимание Максим Грек уделил происхождению и сущности власти, формам государственного устройства. Из законных способов происхождения власти выделяются избрание (выборы) и престолонаследие. Всенародное избрание первым ввел в русскую мысль именно этот мыслитель.
Предпочтительный формат власти – сословно-представительная монархия с совещательным принципом для ограничения своеволия одного правителя. К совету допущены «благохитростные советники» и «крепкодумные воеводы», отстранены «говорящие и советующие что-либо развратное». Подчеркивается важная роль дворянства и военной силы, как инструмент для установления мира.
Не только советом должен ограничиваться монарх, но и законом (божьим и государственным). Кроме того, необходимо ограничиваться этикой. Власть должна соблюдать моральный облик победителя страстей и пороков.
В сущности власти он видел воплощение божьей воли. Власть и властная фигура в идеях Максима Грека сакральна – царь земной это материализация царя небесного. Отсюда авторитет царя, столицы и государства в целом.
Максим Грек указывает, что если царь от этого облика отошел, не соблюдает моральные устои, от этого может пострадать и государство. Отсюда, если царь может быть неправедным, при всем нерушимом авторитете, возможна критика его решений и исправление правителя.
Русская политическая мысль славится темой царской «грозы», ее не обошел стороной и наш мыслитель. Так, указывается, что царь может быть грозным не для погибели подданных, а для их исправления. Но «грозу» можно применять только в рамках закона.
Светская и духовная власть в учении Максима Грека соотносятся друг с другом исходя из византийской концепции гармонии (симфонии) властей (воспроизводится в предисловии к шестой новелле кодекса Юстиниана) и определяются как «богоизбранное супружество». Духовным ориентиром служит духовная власть церкви. Обе сферы имеют одну задачу – устроение жизни подданных.
Внимание уделено и закону – правде и судебному процессу. Здесь он славен своим изречением «правда, сиречь прав суд» — судебное разбирательство, в котором тяжба рассмотрена на основании закона, нелицеприятно и немздоимно, с кротостью и милостью. При этом, судопроизводство отправляется только на основании положительного законодательства. В правосудии им видится инструмент освобождения страны от преступности. Нещадно критикуется взяточничество и произвол судей.
В доказательной системе Максимом Греком критикуется форма судебного поединка, как несправедливого инструмента доказывания.
Здесь Максим Грек указывает, что бог ценит и любит в царях более всего «правду, щедроту и милость». Таким образом, бог может помогать даже нехристианским правителям, если они этим требованиям соответствуют. В пример ставится персидский царь Кир.
«Праведное» государство может строиться только на «градским жительстве» — жизнь в соответствии с законами. Даже наличие веры при отсутствии правды (соблюдения положительных законов и позитивного права) богу неугодно. Послание к царю Ивану Васильевичу содержит указание на гибель Византии. Это государство было образцом веры, но правители не соблюдали своего гражданского долга, что привело к разрушению государства. Не раз к такому противопоставлению веры и правды возвращались русские мыслители — Иван Пересветов, Зиновий Отенский, Андрей Курбский и Иван Тимофеев.
В вопросах войны и мира Максим Грек занимал позицию, в соответствии с которой мир всегда был предпочтительней. Осуждается подстрекательство к войне. В Послании царю Ивану Васильевичу Максим прославляет тех царей, которые утверждают свою державу «во глубоце мире и тишине». При этом, сильная армия – вынужденная необходимость.