Историческая справка
Зиновий Отенский – монах Отенского монастыря в Новгороде, известный аналогичными Максиму Греку идеями, чьи труды получили большое распространение в XVI в.
Однако, Зиновий Отенский оправдывал стяжание духовенства, но делал акцент на трудовой дисциплине. Автор выступил антагонистом и критиком идей Феодосия Косого, такой антагонизм стал причиной написания его трудов.
Зиновий Отенский и его взгляды
Как любой выходец феодальной прослойки Зиновий Отенский презрительно и свысока смотрел на обычного человека. Он считал основное население неинтеллектуальным, а следовательно, недостойным иметь политические воззрения и, тем более, требования («в пиянстве и объядении и в нечистотах всегда», находясь «в тине злобесия страстей»). В особенности не нравится Зиновию Отенскому идея справедливости и равенства, в том числе по распределению благ. Указанное мыслится автором как губительное для отчизны.
Зиновий Отенский, однако, критикует не только идеи, но и существующие пороки. Не нравятся герою и действия властей в области правосудия и экономики. Так, феодальная прослойка обвиняется в черствости, финансовом гнете населения, наживе на простых людях. Указанное стало следствием излишнего достатка – богатый бедного не разумеет. Так, все это приведет к бунтам и волнениям.
Зиновий Отенский продолжает традицию воспевания сословно-представительной монархии и совещательного принципа. В пример он приводит библейские сюжеты, в которых ведет совет с ангелами и сам является совещающейся единой Троицей. Существование власти он считает нормальным и даже обязательным. Необходимость власти вшита в человеческую природу подобно инстинктам. Безвластие у него ведет к разрухе.
Рассматриваемый мыслитель повторяет античных философов, в частности, Аристотеля, когда говорит, что государство необходимо для всеобщей пользы и блага. Правление должно отправляться по согласию с подданными. Без выполнения этого принципа государство разрушается и может потерять самостоятельность. Еще одно требование к государству общей пользы – функционирование только на основании закона. Его исполнение уберегает правителя от превращения в тирана. Тем более, правильная и угодная богу власть не может быть основана не на законе.
Царь и сам не должен ослушаться закона-правды (это его обязанность и всего служилого люда). О подданных говорится также. Закон является лестницей, по которой человек достигает нравственного совершенствования. Здесь повторяется идея Илариона.
Закон у старца сводится к правосудию и праведному суду. В Послании к новгородскому и псковскому наместнику великого князя, дьяку Я. В. Шишкину содержится глубокая критика пороков современной судебной системы. Отмечается волокита и бюрократия, несправедливость, ангажированность судей, милость виновного, если он не раскаивается и не признает вину, понуждение к мировому соглашению тоже рассматривается как порок.
Зиновий Отенский подразделяет законы на три группы:
- Божественные законы. Писания, постановления Соборов – воплощение божьей воли.
- Обычаи и традиции, присущая культуре определенного народа этика, сложившаяся из условий существования, в том числе географические.
- Позитивное право – государственные законы, которые подразделяются на несколько категорий:
- Царские законы;
- Местные законы (градские).