Зиновий Отенский

Историческая справка

Зиновий Отенский – монах Отенского монастыря в Новгороде, известный аналогичными Максиму Греку идеями, чьи труды получили большое распространение в XVI в.

Однако, Зиновий Отенский оправдывал стяжание духовенства, но делал акцент на трудовой дисциплине. Автор выступил антагонистом и критиком идей Феодосия Косого, такой антагонизм стал причиной написания его трудов.

Зиновий Отенский и его взгляды

Как любой выходец феодальной прослойки Зиновий Отенский презрительно и свысока смотрел на обычного человека. Он считал основное население неинтеллектуальным, а следовательно, недостойным иметь политические воззрения и, тем более, требования («в пиянстве и объядении и в нечистотах всегда», находясь «в тине злобесия страстей»). В особенности не нравится Зиновию Отенскому идея справедливости и равенства, в том числе по распределению благ. Указанное мыслится автором как губительное для отчизны.

Зиновий Отенский, однако, критикует не только идеи, но и существующие пороки. Не нравятся герою и действия властей в области правосудия и экономики. Так, феодальная прослойка обвиняется в черствости, финансовом гнете населения, наживе на простых людях. Указанное стало следствием излишнего достатка – богатый бедного не разумеет. Так, все это приведет к бунтам и волнениям.

Зиновий Отенский продолжает традицию воспевания сословно-представительной монархии и совещательного принципа. В пример он приводит библейские сюжеты, в которых ведет совет с ангелами и сам является совещающейся единой Троицей. Существование власти он считает нормальным и даже обязательным. Необходимость власти вшита в человеческую природу подобно инстинктам. Безвластие у него ведет к разрухе.

Рассматриваемый мыслитель повторяет античных философов, в частности, Аристотеля, когда говорит, что государство необходимо для всеобщей пользы и блага. Правление должно отправляться по согласию с подданными. Без выполнения этого принципа государство разрушается и может потерять самостоятельность. Еще одно требование к государству общей пользы – функционирование только на основании закона. Его исполнение уберегает правителя от превращения в тирана. Тем более, правильная и угодная богу власть не может быть основана не на законе.

Царь и сам не должен ослушаться закона-правды (это его обязанность и всего служилого люда). О подданных говорится также. Закон является лестницей, по которой человек достигает нравственного совершенствования. Здесь повторяется идея Илариона.

Закон у старца сводится к правосудию и праведному суду. В Послании к новгородскому и псковскому наместнику великого князя, дьяку Я. В. Шишкину содержится глубокая критика пороков современной судебной системы. Отмечается волокита и бюрократия, несправедливость, ангажированность судей, милость виновного, если он не раскаивается и не признает вину, понуждение к мировому соглашению тоже рассматривается как порок.

Зиновий Отенский подразделяет законы на три группы:

  1. Божественные законы. Писания, постановления Соборов – воплощение божьей воли.
  2. Обычаи и традиции, присущая культуре определенного народа этика, сложившаяся из условий существования, в том числе географические.
  3. Позитивное правогосударственные законы, которые подразделяются на несколько категорий:
  • Царские законы;
  • Местные законы (градские).

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности