Историческая справка
Нестяжание (нестяжательство) выразилось в учении, изложенным монахом Валаамского монастыря под псевдонимом Сергий и Герман в трудах «Валаамская беседа», «Иное сказание», «Извет» (середина XVI в.). Указанные труды имеют сходные идеи. Нестяжатели наследуют это учение от Максима Грека, Даниила Заточника, Илариона и полемизируют с Иосифом Волоцким и иосифлянами.
Центральный тезис направление «нестяжательство» – критика вотчинного быта монастырей. Однако, учение нестяжания вбирает в себя большой пул политических и правовых идей.
Нестяжательство как учение: о чем оно?
Происхождение власти в учении нестяжателей видится в общей традиции – власть божественна, потому что создана богом. Правитель отвечает за свои полномочия только перед богом. Все беды страны тоже приписываются неправедным действиям власти.
К правителю предъявляются следующие требования – милостивость, милосердность, забота о сиротах, нищих, вдовицах, церкви, сдержанность. В лучших традициях правителю надобно быть «грозным», но здесь авторы понимают под «грозой» сильное войско. Иметь сильное войско – обязанность царя. Однако, грозность царя должна распространяться только на внешних врагов. С мирным населением необходимо быть кротким и заботливым.
От подданных нестяжатели жду покорности и подчинения, а от государства — единства территории и подвластность царю. Лучшая форма правления в традиции нестяжательства – сословно-представительная монархия. Вводится понятие «самодержавия», под которым понимается суверенность государства внутри и вовне.
«Иное сказание» описывает совещательный орган при царе. Он состоит из интеллектуальной и военной элиты страны, представителей всех градов и уездов. Орган является постоянно действующим, чтобы царь мог обратиться в любое время за советом.
Разрешая вопрос о взаимодействии светской и церковной власти, нестяжатели указывали, что решение мирских дел только за светской властью. Указывается, что иноки призваны служить богу и молиться, а не вершить мирские дела, судить или собирать налоги.
Суд также прерогатива царя. Предписывается суду быть равному для всех, заботиться о законности-правде, воздавать каждому по делам.