Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм, также известный как анархический пацифизм – это анархическая школа мысли, которая выступает за использование мирных, ненасильственных форм сопротивления в борьбе за социальные перемены. Анархо-пацифизм отрицает принцип насилия, который рассматривается как форма власти, а потому противоречит основным анархистским идеалам, таким как отказ от иерархии и доминирования.

Многие анархо-пацифисты также являются христианскими анархистами, которые отвергают войну и применение насилия.

Анархо-пацифисты не отвергают применения ненасильственных революционных действий против капитализма и государства с целью установления мирного волюнтаристского общества. Основными ранними влияниями были философии Генри Дэвида Торо и Льва Толстого, а позже приобрели значение идеи Махатмы Ганди. Анархо-пацифистские движения в основном возникали в Нидерландах, России, Великобритании и Соединенных Штатах до и во время Второй мировой войны.

История

Анархо-пацифизм Генри Дэвида Торо

Генри Дэвид Торо (1817-1862) был важным ранним писателем, который повлиял на индивидуалистическую анархистскую мысль в Соединенных Штатах и Европе. На эссе Торо “Гражданское неповиновение” (Сопротивление гражданскому правительству) повлияли Лев Толстой, Мартин Бубер, Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг-младший из-за его пропаганды ненасильственного сопротивления.

Сам Торо не подписывался под пацифизмом и не отвергал применения вооруженного восстания. Он продемонстрировал это своей безоговорочной поддержкой Джона Брауна и других жестоких аболиционистов, написав о Брауне, что

“вопрос не в оружии, а в духе, в котором вы его используете”.

В 1840-х годах американский аболиционист и сторонник непротивления Генри Кларк Райт и его английский последователь Джозеф Баркер отвергли идею правительств и выступали за форму пацифистского индивидуалистического анархизма. Толстовское движение в России было первым масштабным анархо-пацифистским движением.

Анархо-пацифизм и другие ключевые персоны

Насилие всегда было противоречивым в анархизме. В то время как многие анархисты поддерживали насильственную пропаганду дела в течение девятнадцатого века, анархо-пацифисты прямо выступали против насилия как средства перемен. Толстой утверждал, что анархизм должен быть ненасильственным, поскольку он, по определению, противостоит принуждению и силе, и что, поскольку государство по своей сути является насильственным, значимый пацифизм также должен быть анархическим.

Фердинанд Домела Ньювенхейс также сыграл важную роль в установлении пацифистского направления в анархистском движении. Во Франции антимилитаризм сильно проявился в индивидуалистические анархистские круги, например, Эмиль Арман, основал “Антимилитаристскую лигу” в декабре 1902 года вместе с другими анархистами Жоржем Ивето, Анри Бейли, Параф-Джавалем, Альбертом Либертадом и Эмилем Жанвионом. Антимилитаристская лига должна была стать французской секцией Международной антимилитаристской ассоциации (АИА), основанной в Амстердаме в 1904 году.

Философия Толстого была повторена Мохандасом Ганди, лидером независимости Индии и пацифистом, который идентифицировал себя как анархист. Идеи Ганди были популяризированы на Западе. Последнее особенно важно для анархистов, поскольку де Лигт, как один из них, специально обращался к тем, кто жаждет революции.

Чем больше насилия, тем меньше революции, – заявил он.

Он также связывал Ганди с принципиальным ненасилием с прагматичным ненасильственным прямым действием синдикалистов.

Всеобщая забастовка является выражением полного отказа рабочих от сотрудничества, хотя следует добавить, что большинство синдикалистов считали, что революцию должны защищать вооруженные рабочие.

Завоевание насилия намекает на Завоевание хлеба Кропоткина.

Как глобальное движение, анархистский пацифизм возник незадолго до Второй мировой войны в Нидерландах, Великобритании и Соединенных Штатах и был частью последующих кампаний по ядерному разоружению. Американский писатель Дуайт Макдональд поддерживал анархо-пацифистские взгляды в 1940-х годах и использовал свой журнал politics для продвижения этих идей. Для Эндрю Корнелла
“Многие молодые анархисты этого периода отошли от предыдущих поколений, приняв пацифизм и посвятив больше энергии продвижению авангардной культуры, подготовив почву для поколения битников в процессе. Редакторы анархистского журнала Retort, например, выпустили том сочинений резисторов Второй мировой войны, заключенных в Данбери, штат Коннектикут, регулярно публикуя стихи и прозу таких писателей, как Кеннет Рексрот и Норман Мейлер. С 1940-х по 1960-е годы радикальное пацифистское движение в Соединенных Штатах укрывало как социал-демократов, так и анархистов, в то время как само анархистское движение, казалось, было на последнем издыхании”.

Ведущим британским анархо-пацифистом был Алекс Комфорт он считал себя “агрессивным антимилитаристом” и считал, что пацифизм опирается “исключительно на историческую теорию анархизма”. Он был активным членом кампании по разоружению.

Среди работ по анархизму Комфорта «Покой и непослушание» (1946), один из многих памфлетов, которые обещали мир и описывали союз преступности и государства (1950). Он обменялся публичной перепиской с Джорджем Оруэллом, защищая пацифизм в открытом письме “Письмо к американскому посетителю” под псевдонимом “Авдий Хорнбрук”.

В 1950-х и 1960-х годах анархо-пацифизм

“начал смешиваться, жесткие анархисты добавили к смеси свою критику государства, а нежные пацифисты свою критику насилия”.

В контексте появления Новых левых и Движения за гражданские права несколько тем, теорий, действий, все явно либертарианские, начали выходить на первый план и получили интеллектуальное выражение американским анархо-пацифистом Полом Гудманом.

Другие известные исторические фигуры анархо-пацифизма включают Аммона Хеннаси, Дороти Дэй и Жана-Поля Сартра, хотя последний являлся оным только в течение короткого периода между 1939 и 1940 годами.

Дороти Дэй (8 ноября 1897 – 29 ноября 1980) была американской журналисткой, общественной активисткой и набожной католичкой. Выступала за католическую экономическую теорию дистрибутизма. Она также считалась анархисткой и не стеснялась использовать этот термин. В 1930-е годы Дэй тесно сотрудничал с коллегой-активистом Питером Морином. Создала Католическое рабочее движение, ненасильственное, пацифистское движение, которое продолжает сочетать прямую помощь бедным и бездомным с ненасильственными прямыми действиями от их имени.

Аммон Хеннаси (24 июля 1893-14 января 1970) – американский пацифист, христианский анархист, вегетарианец, общественный деятель, участник католического рабочего движения. Он основал “Дом гостеприимства Джо Хилла” в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, и практиковал налоговое сопротивление.

Шарль-Огюст Бонтемпс был плодовитым автором в основном в анархистской, свободомыслящей, пацифистской и натуристской прессе того времени. Его взгляд на анархизм был основан на его концепции “социального индивидуализма”, о которой он много писал. Он защищал анархистскую перспективу, которая состояла в “коллективизме вещей и индивидуализме людей”.

Жерар де Лаказ-Дютье был французским писателем, искусствоведом. Критик, пацифист и анархист. Лаказ-Дютье, художественный критик журнала “Ла Плюм”, находился под влиянием Оскара Уайльда, Ницше и Макса Штирнера. Его (1906) L’Ideal Humain de l’Art помог основать движение “Артистократия” – движение, пропагандирующее жизнь на службе искусству. Его идеалом был антиэлитарный эстетизм:

“Все люди должны быть художниками”.

Движение за новое общество

“Движение за новое общество” (MNS), национальная сеть феминистских радикальных пацифистских коллективов, существовавшая с 1971 по 1988 год”, иногда идентифицируется как анархистская, хотя они не идентифицировали себя как таковые. Для Эндрю Корнелла

“MNS популяризировал принятие решений на основе консенсуса, представил метод организации «совет спиц» активистам в Соединенных Штатах и был ведущим сторонником различных практик общинной жизни, отказа от репрессивного поведения, создания кооперативных предприятий, которые теперь часто подпадают под рубрику “префигуративной политики”. Лидер MNS Джордж Лэйки заявил, что “анархисты утверждают меня, но я всегда немного удивляюсь, когда они это делают, потому что я люблю социал-демократию, как она была развита в Норвегии”.

Лейки поддерживал избирательную политику, в том числе переизбрание Барака Обамы на пост президента США.

По мнению авторов An Anarchist FAQ,

“притяжение пацифизма к анархистам очевидно. Насилие авторитарно и принудительно, поэтому его применение противоречит принципам анархизма… Малатеста еще более откровенен, когда пишет, что “основной планкой анархизма является устранение насилия из человеческих отношений”.

Анархо-пацифизм Барта де Лигта

Анархо-пацифисты склонны рассматривать государство как “организованное насилие”, и поэтому они считают, что

“поэтому казалось бы логичным, что анархисты должны отвергать любое насилие”.

Анархо-пацифизм критикует разделение между средствами и целями.

“Значит… этот принцип, хотя и предпочтительнее принципа “цель оправдывает средства”, основан на вводящей в заблуждение дихотомии. Средства — это цели, никогда не просто инструментальные, но всегда выражающие ценности; средства — это конечные цели или цели в создании”.

Анархо-пацифистская критика капитализма была представлена Бартом де Лигтом в его “Завоевании насилия”. Анархисты FAQ сообщают, что “все анархисты согласились бы с де Лигтом, если использовать название одной из глав его книги, “абсурдность буржуазного пацифизма”. Для де Лигта и всех анархистов насилие присуще капиталистической системе, и любая попытка сделать капитализм пацифистским обречена на провал. Это связано с тем, что, с одной стороны, война часто является просто экономической конкуренцией, осуществляемой другими средствами. Нации часто вступают в войну, когда они сталкиваются с экономическим кризисом, то, что они не могут получить в экономической борьбе, они пытаются получить конфликтом. С другой стороны,

“насилие необходимо в современном обществе… [потому что] без него правящий класс был бы совершенно неспособен сохранить свое привилегированное положение по отношению к эксплуатируемым массам в каждой стране. Армия используется прежде всего для подавления рабочих… когда они становятся недовольными”.

Пока существуют государство и капитализм, насилие неизбежно, и поэтому для анархо-пацифистов последовательный пацифист должен быть анархистом так же, как последовательный анархист должен быть пацифистом”.

Анархо-пацифизм Льва Толстого

Основным компонентом анархо-пацифистской стратегии является гражданское неповиновение, за которое выступал ранний мыслитель-анархист Генри Дэвид Торо в одноименном эссе 1849 года (хотя Торо решительно поддерживал права на оружие и самооборону).

Лев Толстой находился под ее влиянием и видел, что

“великим оружием для подрыва (а не свержения) государства является отказ отдельных лиц сотрудничать с ним и подчиняться его аморальным требованиям”.

Также актуальны концепции пассивного и активного сопротивления, разработанные позже Мохандасом Ганди.

Для историка–анархиста Джорджа Вудкока

“современные пацифистские анархисты…имели тенденцию концентрировать свое внимание в основном на создании либертарианских общин – особенно фермерских общин – в современном обществе как своего рода мирной версии пропаганды на деле. Они разделяются, однако, по вопросу действия”.

Анархо-пацифисты могут даже принять

“принцип сопротивления и даже революционного действия (ненасильственной революции), при условии, что он не влечет за собой насилия, которое они рассматривают как форму власти и, следовательно, неанархическую по своей природе. Это изменение в отношении привело к тому, что пацифистские анархисты повернули к анархо-синдикалистам, поскольку концепция всеобщей забастовки как великого революционного оружия обращалась к тем пацифистам, которые признавали необходимость фундаментальных социальных изменений, но не хотели компрометировать свой идеал использованием негативных (то есть насильственных) средств”.

Идеологические различия

Сходство символов анархизма и мира

Анархо-пацифизм часто ассоциируется с различными формами религиозного анархизма, такими как толстовский христианский анархизм и буддийский анархизм. Примечательно, что христианский анархизм делает акцент на благословении Иисусом Христом миротворцев и учениях, предполагающих ненасильственное сопротивление. Что касается анархических характеристик христианства, греческий автор Александр Христояннопулос утверждает, что концепция государства должна быть отвергнута христианами из-за присущего ей противоречия учениям религии.

Следуя определению государства, предложенному Максом Вебером в своем эссе 1921 года Politik als Beruf Кристояннопулос утверждает, что государство основано на монополии на использование насильственной силы для обеспечения правопорядка и, следовательно, прямо противоречит фундаментальным учениям Иисуса Христа. Размышляя о последствиях этих противоречивых отношений, Христояннопулос ссылается на толстовское представление о том, что сила, используемая судебной системой для обеспечения результатов судебного разбирательства, также противоречит учению христианства. Эйлмер Мод (друг, биограф и переводчик Льва Толстого) утверждает, что христианство включает в себя анархизм, поскольку он требует

“отмены всех обязательных законов, судов, полиции и тюрем, а также всех насильственных ограничений человека человеком”.

Благодаря религиозным взглядам Толстого в сочетании с его пропагандой полного демонтажа государства и его аппарата в пользу создания волюнтаристского общества, он считается видным зачинщиком христианского анархизма.

Анархо-пацифизм часто сочетается с социалистической критикой капитализма в отношении экономического класса. Утверждается, что анархо-пацифистский идеал мирного бесклассового общества несовместим с конкурентной природой капитализма, которая в конечном итоге может привести к насильственному конфликту. Анархо-пацифисты часто осуждают воспринимаемую тенденцию капиталистической экономической системы увековечивать систематическое насилие в формах эксплуатации, иерархии политической и экономической власти, а также лишения собственности. Однако, социалистическая критика капитализма, которая часто появляется в рамках движения, не подразумевает, что анархо-пацифизм по своей сути является социальным анархизмом. Анархистские школы мысли обычно можно отличить друг от друга по их взглядам на два ключевых элемента, а именно на революционные методы и экономическую организацию. Анархо-пацифизм отличается от социального анархизма использованием насильственных революционных методов для достижения социальных изменений и упразднения государства.

Появились нерелигиозные или даже антирелигиозные тенденции, такие как французская индивидуалистическая анархистская анархо-пацифистская тенденция, примером которой являются такие авторы и активисты, как Шарль-Огюст Бонтемпс, Андре Арру и Жерар де Лаказ-Дютье, которые объединились с атеизмом и свободомыслием. Анархо-панк-группа Crass полемизировала с вариантом анархо-пацифизма, в то же время явно отвергая все религии, особенно символы христианской теологии истеблишмента. Оппозиция применению насилия не запрещает анархо-пацифистам принимать принцип сопротивления или даже революционных действий при условии, что это не приводит к насилию. Именно их одобрение таких форм оппозиции власти привело анархо-пацифистов к одобрению анархо-синдикалистской концепции всеобщей забастовки как великого революционного оружия.

Критика

Питер Гелдерлос критикует идею о том, что ненасилие – единственный способ бороться за лучший мир.

Согласно Гелдерлосу, пацифизм как идеология служит интересам государства и психологически безнадежно увязает со схемой контроля патриархата и превосходства белых. Влиятельный издательский коллектив Crimeth Inc. отмечает, что “насилие” и “ненасилие” являются политизированными терминами, которые используются непоследовательно. Они утверждают, что “это не является стратегическим [для анархистов] сосредоточиться на делегитимации усилий друг друга, а не координировать свои действия там, где мы пересекаемся”. По этой причине и Crimeth Inc., и Гелдерлос выступают за разнообразие тактики.

Альберт Мельцер критиковал крайний пацифизм как авторитарный, полагая, что “культ крайнего ненасилия всегда подразумевает элиту”. Он считал, что менее экстремальный пацифизм совместим с анархизмом.

 

Читайте также:

Национализм и национал-патриотизм

Фашизм, его разновидности и направления:

Национал-социализм (нацизм)

Неофашизм

Консерватизм, его разновидности и направления:

Национал-консерватизм (национальный консерватизм, националистический консерватизм)

Латинский консерватизм

Либеральный консерватизм

Либертарианский консерватизм (фузионизм, консервативное либертарианство)

Социальный консерватизм

Христианская демократия

Патерналистский консерватизм

Сострадательный консерватизм (красный торизм)

Прогрессивный консерватизм

Культурный консерватизм

Фискальный консерватизм (консервативный капитализм, финансовый консерватизм)

Зеленый консерватизм (экологический консерватизм)

Палеоконсерватизм

Коммунизм, его разновидности и направления:

Марксизм

Марксизм-ленинизм (ленинизм, ленинский коммунизм, большевизм)

Сталинизм

Маоизм (китайский коммунизм)

Национал-большевизм

Люксембургианство

Неомарксизм

Автономистский марксизм

Ситуационизм

Фрейдо-марксизм

Социализм, его разновидности и направления:

Утопический социализм

Социал-демократия

Этический социализм

Фабианский социализм

Рыночный социализм

Социал-анархизм (анархо-социализм, либертарианский социализм)

Государственный социализм

Гильдейский социализм

Либерализм, его разновидности и направления:

Консервативный либерализм

Неолиберализм

Социальный либерализм

Национал-либерализм

Анархизм, его разновидности и направления:

Либертарианство

Анархо-коммунизм

Анархо-примитивизм

Национал-анархизм

Панархия

Минархизм

Анархо-капитализм

Анархо-феминизм

Анархо-синдикализм (синдикализм)

Зеленый анархизм

Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм)

Анархо-коллективизм

Повстанческий анархизм

Мутуализм

Геолибертарианство

Джорджизм

Левый рыночный анархизм

Анархо-монархизм

Анархо-фашизм

Синтетический анархизм

Христианский анархизм

Либертарианский муниципализм

Партиципизм

Демократический конфедерализм

Автономизм

Анархо-натуризм

Анархо-пацифизм

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности