Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр известен по всему миру как выдающийся классик французской литературы, политический публицист и философ. Наибольшее внимание он уделял проблемам философии, которые определяли идейную направленность и цель литературной деятельности.
Биография
Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже в семье военного.
Его обучение началось с лицея Монтень, после которого он был переведен в лицей Генриха IV. Далее он поступил в Высшую нормальную школу, где у него зарождается интерес к борьбе против власти. После ее окончания мыслитель стажировался в Берлине, а также преподавал философию в лицеях Франции.
Сартр на протяжении всей жизни занимался писательской деятельностью, несмотря на тяжелые жизненные периоды. В плену у немецких войск в 1940 году он пишет и даже ставит спектакль по собственному сценарию «Бариона».
После войны он принимал участие в создании антифашистской группы «Социализм и свобода» и активно начал интересоваться политикой. В 50-х годах поддерживает и встает на защиту СССР и Восточный блок, который явно нарушал права человека, избирается членом Всемирного Совета Мира.
Основные идеи и исследования
В основе творчества Жан-Поль Сартра лежит понятие свободы, которая для него является чем-то абсолютным, дающимся личности один раз и на всю жизнь. Он считает, что человек осужден быть свободным везде. В первую очередь для мыслителя свобода проявляется в свободе выбора и собственных решений.
Наиболее ярко позиция философского мышления Жан-Поль Сартра отражена в труде 1946 года «Экзистенциализм — это гуманизм». В его основе лежит концепция о том, что индивид проектирует себя самостоятельно, он сам себя собирает, а значит, сам и несет ответственность за поступки и поведение. «Человек – это будущее человека», – пишет Сартр, указывая на то, что любые действия личности могут влиять и формировать общество.
В «Критике диалектического разума» Сартр хотел дать интеллектуальную защиту марксизму, но осознал то, что мысль Карла Маркса о «классе» как объективной сущности была заблуждением. В труде автор противопоставляет идеологию как культуру философии. Он уверен, что идеология паразитирует. Идеология дает возможность увидеть разницу между объективным, догматическим знанием и знанием реальным.
Политическая работа Сартра «Размышления о еврейском вопросе» – попытка найти механизмы ненависти, при которой мыслитель нарекает расизм боязнью ответственности за собственную жизнь. В труде выдвигается проблема антисемитизма, освещая которую автор показывает, что антисемит – человек, боящийся в первую очередь самого себя и собственных инстинктов и совести. Он рисуется замкнутым в собственных страхах убийцей, пытающимся сдерживаться и маскировать свою склонность.
Внимание мыслителя сконцентрировано на политических проблемах также в работах «О геноциде», «Эпоха, лишенная морали», «Левый радикализм и нелегальность» и др.
Философ обращает внимание и на такое понятие, как «отчуждение». Для него личность является отчужденным существом, поскольку его индивидуальность подчинена действующим стандартам, волей управляют социальный институты, диктующие правила существования. Так, государство отчуждает у человека право на участие в решении общественных проблем, оно стоит над личностью, определяет его действия, затмевая индивидуальность.
Популярных художественным произведением Сартра является «Тошнота», представляющим собой дневник героя. В произведении автор признает обреченность личности, но при этом не дает призыва к смирению либо бездействию, он видит смысл в создании, в процессе творения и непрерывной деятельности. Мыслитель делит экзистенциализм на два типа: религиозный и атеистический тип, дающий понять, что спасение от «тошноты» нельзя найти в религии и вере в Бога.
Философский труд «Бытие и ничто» посвящен рассмотрению вопросов сущности бытия, создания, отношений в обществе. Автор показывает, что сознания не существует, существует только осознание окружающей нас реальности, то есть того, что мы воспринимаем вокруг нас. Каждый человек в ответе за собственные поступки исключительно перед собой. Сартр обращает внимание, что абсурдность и негативность выступает обязательными чертами в обществе. Свобода формирует основу для всех иных категорий, с которыми сталкивается личность.
Жан-Поль Сартр также известен как литературный критик, создавший следующие труды, на которые опираются современные философы и литературоведы: «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857», «Объяснение «Постороннего»», «К театру ситуаций» и др.