История права — перестройка и развал СССР (ч.14)
Назревшие к середине 1980-х годов перемены вылились в процесс, получивший название «перестройка». О кардинальном его характере исследователи уже того времени высказывались вполне однозначно, сравнивая его с социальной революцией. Перестройка и развал СССР стало периодом формирования своеобразных правовых норм.
В известной степени возможно говорить, что это была «революция сверху», при которой назревавший кризис легитимности государства, угрожавший перераспределением власти и богатства, находит разрешение через действия управленцев, использующих для выхода из кризисной ситуации государственные структуры.
Итогом перестройки стали масштабные перемены, охватившие разные стороны жизни – и политическую систему, и общественно-экономический строй, и межнациональные отношения, и образ жизни и культуры. Но изменения случились и в геополитической структуре мира, и начавшиеся тогда процессы в той или иной мере продолжаются и поныне.
Перестройка может расцениваться и как составная часть холодной войны. На неё оказывали воздействие и использовали её результаты зарубежные политические силы. И «крах мировой системы социализма», и распад СССР могут быть оценены как поражение Советского Союза в холодной войне.
Движущие силы перестройки, как отмечают исследователи, весьма своеобразны и представляли собой союз, сплотивший часть партийно-государственной номенклатуры (её представители стремились к преодолению кризиса легитимности, но сохранить своё положение любой ценой), некоторую часть интеллигенции (руководствовавшуюся либеральной и западнической утопией, основанной на идеалах свободы и демократии) и криминальных слоёв (имевших связь с «теневой» экономикой). В той или иной степени эти группы получили ожидаемый результат.
На начальном этапе перестройки, который предшествовал демонтажу структур государства, широкое распространение получила гласность, являвшейся, по оценке некоторых современных исследователей, масштабную программу разрушения существовавших тогда образов, символов и идей, на которых строилась некая общность, обеспечивавшая гегемонию советского государства. При этом блокировалось пресловутое «реакционное большинство», призывавшее сохранять здравый смысл, и препятствовавшее общественному диалогу. Важным элементом гласности стала дискредитация символов и образов, проводилось апеллирование к драматическим и трагическим страницам истории (особенно – недавней). Свою роль в процессе сыграли и «экологическое движение» (его задачей порой становилось доведение читающей публики до стадии психоза), и «опросы общественного мнения» (на деле они нередко служили как раз формированию этого самого мнения).
Идеология перестройки базировалась на евроцентризме – идее существования единой мировой цивилизации, имевшей свою «правильную» столбовую дорогу. При этом считалось, что таким путём прошёл запад, а Россия от него отклонилась, в силу чего необходим возврат к ориентации на «общечеловеческие ценности». В связи с тем, что государство воспринималось как основное препятствие на этом пути, главной задачей выдвигалось «разгосударствление». Оно приобрело настолько широкий размах, что очернению подвергались все государственные институты, но особенно «досталось» армии и государственной системе хозяйства.
Конституционная реформа, проведённая в 1988 году, позволила изменить структуру верховных органов власти и избирательную систему. Съезд народных депутатов СССР, ставший новым высшим законодательным органом, избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР. Из 2250 депутатов Съезда 1/3 состава представляла территориальные, 1/3 – национально-территориальные округа, а также 1/3 мандатов отводилось представителям общесоюзных общественных организаций.
С принятием в марте 1990 года закона «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» был учреждён пост единоличного главы государства (до того коллегиальным оставался Президиум Верховного Совета СССР) с большими полномочиями. В числе их было назначение членов Совета безопасности СССР, а также руководство Советом Федерации (в него входили, помимо президента СССР, вице-президент СССР и президенты союзных республик). 20 марта 1991 года принят закон, в соответствии с которым вместо упраздняемого Совета Министров СССР формировался Кабинет министров СССР, получивший более низкий статус и более узкие функции.
Преобразования в системе местных органов государственной власти начались с эксперимента: в 1987 году впервые в 5% районов СССР выборы были проведены на состязательной основе. В последующий период этот опыт был учтён при разработке и принятии закона «О выборах народных депутатов СССР». Соответствующие поправки были приняты в Конституцию. Вводился институт председателей Советов всех уровней и президиумов местных Советов (к последним перешли функции исполкомов). Депутатами Советов не могли избираться работники исполкомов и руководящие партийные работники. С принятием закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990) введена юридическая норма «коммунальная собственность» и соотнесена с экономической основой местных Советов. С предприятиями, расположенными на территориях действия Советов, Советы могли теперь вступать в хозяйственные отношения на налоговой и договорной основе. Советам дано право установления местных налогов, пошлин и сборов, взимания арендной платы, формирования валютных фондов.
Изменения в области политической жизни проявились в формировании антисоветских и антисоюзных политических организаций и появлении соответствующих оппозиционных групп, в том числе – и в составе съезда народных депутатов. С их деятельностью связана отмена статьи 6 в Конституции СССР (о КПСС как о руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы), а также легализация забастовок.
С устранением правовой нормы о роли КПСС партия фактически была отстранена от участия в принятии решений, как и упразднение в 1989 году номенклатуры, открыло дорогу для соперничества и противоборства местных «элит», групп и кланов.
С легализацией забастовок у антисоветских и антикоммунистических сил появилась возможность воздействовать на государство с целью его подрыва. При появлении новых и новых группировок такого характера консервативной оппозиции ни в органах власти, ни в КПСС организоваться не удалось.
Эпоха перестройки серьёзно повлияла на ситуацию в КГБ, МВД и армии, поскольку реформаторы ставили своей целью их психологическое разоружение. Фактически же можно говорить о том, что проводилось разрушение положительного образа всех этих «силовых» структур и подрыв самоуважения офицерского корпуса. Другой важной составляющей протекавших в данных структурах процессах стало фактическое отстранение военного руководства от участия в решении важнейших военно-политических вопросов.
Ещё одной характерной чертой рассматриваемого периода стало формирование новых органов, надобности в которых до перехода к рыночной экономике не было, что называется, в принципе. Так, в 1986 году организовано Главное управление государственного таможенного контроля (с 1991 года, с утверждением Таможенного кодекса СССР, – Таможенный комитет СССР), а в 1990 году – Главная государственная налоговая инспекция. С 1987 года в структуре управлений внутренних дел началось формирование специальных подразделений, предназначенных для охраны общественного порядка во время демонстраций и митингов: так появились отряды милиции особого назначения (ОМОН).
Для периода с 1989 по 1991 год характерным и показательным видится массовый отток профессиональных кадров из правоохранительных структур.
Весьма масштабные перемены произошли в народном хозяйстве. Под флагом перехода к «экономическим методам управления» и полному хозяйственному расчёту предприятий произведён переход к двухзвенной системе управления «министерство – завод». Кардинальное (и многократное) сокращение численности управленческого аппарата, в числе прочих последствий, вызвало разрушение информационной системы в экономике страны ввиду отсутствия на тот момент компьютеризации. А вслед за этим «пришла» разруха.
Не прибавляли оптимизма создание, а затем и ликвидация управленческих органов в отраслях сельского хозяйства и переработке его продукции, строительства. По мысли некоторых исследователей, уже с 1986 года возможно проследить недееспособность центрального аппарата в делах управления экономикой.
До поры существовавшая в СССР финансовая система, при которой имелись два не пересекавшиеся между собой «контура» (безналичные и наличные деньги), что обеспечивало низкий уровень цен и недопущение инфляции, оказалась пересмотренной. Проведение либерализации финансовой системы и рынка означало отказ и от неконвертируемости рубля. Монополия на внешнюю торговлю, закреплённую до того за государством, была отменена: с предоставлением права на проведение экспортно-импортных операций министерствам и предприятиям был сделан шаг к реорганизации системы управления в области внешнеэкономических связей.
Принятие законодательства о кооперативах, о государственном предприятии имело далеко идущие последствия, в числе которых исследователи выделяют существенное сокращение взносов в бюджет, да и направляемых на развитие предприятий средств. Сокращение товарных запасов в торговле при росте доходов населения привело к ещё более значительному, чем прежде, масштабу дефицита самого необходимого и даже введению талонной системы распределения на ряд товаров, включая продовольственные.
В банковской системе прослеживался принципиальный отход от советской системы хозяйства: государство стало «продавать деньги»; специализированные банки сперва были переведены на хозрасчёт, а с 1990 года преобразовывались в коммерческие.
Заметную роль в экономике стали играть биржи.
Все эти преобразования означали то, что рост цен становился неконтролируемым, что снижались реальные доходы населения, появлялась инфляция, увеличивался внешний долг. Экономическая основа для выполнения государством социальных обязательств оказалась подорвана. В целях разрешения назревших проблем в августе 1990 года организован Пенсионный фонд СССР.
Переход к рыночной экономике, предпринятый в ходе перестройки, побудил и к отказу от плановой системы распределения ресурсов. В 1991 году ликвидирован Госснаб СССР.
С введением с 1988 года закона о государственном предприятии (объединении) и переходом на «полный хозрасчёт» резко сократились капиталовложения, нарушился сложившийся ранее межотраслевой баланс. При свёртывании всех госпрограмм начался стремительный спад производства.
Попыткой выхода из данной ситуации стала разработка в 1991 году законопроекта о разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий. Готовился он в условиях глубокой тайны, в том числе – и от экспертной группы. Имела место лишь небольшая дискуссия по проекту, она была связана с опасениями (как можно понять, не беспочвенными) по поводу возможности перехода предприятий в руки «теневиков» и откровенного криминала. Уже тогда криминологи предупреждали о том, что создаваемый преступным капиталом особый экономический уклад не может привести к формированию здоровой рыночной экономики, а преступный капитализм всегда будет антигосударственным.
Общесоюзный закон был принят практически без обсуждения. Но ещё более радикальным оказался подобный нормативный акт в РСФСР (правда, он тоже не выполнялся, а проведение приватизации происходило по Указу). Смысл законодательства о приватизации заключался в ликвидации не только советской хозяйственной системы, но и общественного строя.
После победы радикальных демократов на выборах народных депутатов РСФСР в 1989 году высший орган власти республики поддержал курс на суверенизацию союзных республик. Заключённые в 1990 году договоры с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Латвией и Молдавией имели не столько экономическое, сколько политическое значение: республики признавались суверенными государствами. А в июне 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней провозглашался раздел общенародного достояния СССР и верховенство законов РСФСР над законами СССР. По сути, можно сказать, что этим правовым актом положено начало ликвидации Советского Союза. Развитие правовых норм такого характера получило в принятом в октябре 1990 года законе РСФСР «О действии актов Союза ССР на территории РСФСР»: в нём было зафиксировано установление наказания для граждан и должностных лиц, которые исполняли союзные законы, не ратифицированные Верховным Советом РСФСР. По своему содержанию данный закон является беспрецедентным. Принятый закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» создал юридическую основу для перевода предприятий союзного значения, находившихся на территории республики, под её юрисдикцию. С принятием закона о бюджете на 1991 год вводилась одноканальная система налогообложения: союзный центр таким образом был лишён собственных источников финансов.
К концу 1990 года вызревали различные проекты по «переформатированию» СССР. Однако на состоявшемся в декабре IV Съезде народных депутатов СССР в итоге поимённого голосования был сохранён и федеративный статус государства, и его название – «Союз Советских Социалистических Республик». Идея конфедеративного переустройства на этом съезде озвучена Нурсултаном Назарбаевым. Впоследствии, весной 1991 года, президент СССР Михаил Горбачёв вынес на референдум вопрос о сохранении Союза ССР.
Была начата работа по разработке нового Союзного договора для переучреждения СССР, но этот процесс был прерван событиями августа 1991 года, получившими оценку как «государственный переворот».
Им предшествовали выборы первого президента РСФСР, в которых убедительную победу одержал Борис Ельцин. Противодействуя проводимому им курсу, премьер-министр СССР Валентин Павлов потребовал от Верховного Совета СССР предоставить ему чрезвычайные полномочия, при этом министры обороны (Дмитрий Язов), внутренних дел (Борис Пуго) и председатель КГБ (Владимир Крючков) на «закрытом» совещании с участием вице-президента СССР Геннадия Янаева и ряда других высокопоставленных лиц поставили вопрос о введении чрезвычайного положения. Они воспользовались нахождением президента СССР Михаила Горбачёва в отпуске. Объявив его не могущим по состоянию здоровья руководить страной, путчисты 19 августа 1991 года заявили о временном переходе власти к неконституционной структуре – Государственному комитету по чрезвычайному положению. В Москву были введены войска и бронетехника.
В таких условиях президент РСФСР и руководство республики выступило в «защиту Конституции и Президента СССР». По оценке исследователей, каких-либо активных действий (по крайней мере, в Москве) ГКЧП не предпринимал и не обозначал свою позицию по тем или иным вопросам. Позиция КГБ СССР оказалась в такой ситуации пассивной, а московский ОМОН, хотя и получил приказ участвовать в охране общественного порядка в условиях чрезвычайного положения, активных действий также не предпринял.
Массовых выступлений – ни в защиту ГКЧП, ни против него – в Москве не было. Обошлось практически и без забастовок. На основании таких фактов ряд исследователей полагает, что подавляющее большинство населения страны проявило полное безразличие и бездействие по отношению к политическим конфликтам перестройки, поскольку воспринимало их как борьбу между узкими группировками.
Последовавший за событиями 18 – 21 августа 1991 года V Съезд народных депутатов СССР объявил о своём самороспуске. Верховный Совет СССР находился в состоянии деморализации. По решению вновь созданного 14 сентября Государственного Совета СССР большинство союзных министерств и ведомств было ликвидировано.
Возобновление работы над новым Союзным договором, как предполагалось, должно было завершиться его подписанием в декабре 1991 года. Но остальных предполагавшихся участников нового объединения «переиграли» президенты РСФСР (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Беларуси (Станислав Шушкевич), подписав 8 декабря 1991 года соглашение о ликвидации СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности». Соответственно, прекращалась и деятельность органов СССР.
Государство, называемое «Союз Советских Социалистических Республик», стало достоянием истории.
Георгий Кулаков