• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
31 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Закон

История права — Конституция РФ (ч.15)

Закон
Конституция РФ
68
Прочитали

История права — Конституция РФ (ч.15)

Становление современной России как суверенного государства началось, по сути, ещё при нахождении её в статусе союзной республики в составе СССР – с декларации о государственном суверенитете, принятой ещё в 1990 году. Однако самостоятельность Россия обрела, по сути, после подписания так называемого «Беловежского соглашения» в декабре 1991 года, вскоре после которого Союз Советских Социалистических Республик прекратил существование. Закрепила статус Конституция РФ 1993 года.

Первое время основным законом страны на территории России оставалась Конституция РСФСР 1978 года в последней редакции советского времени, но новые исторические реалии диктовали необходимость приведения юридических норм к фактической стороне жизни. Этот фактор является основным при понимании условий, предопределивший разработку проекта Конституции Российской Федерации, одобрение которого состоялось 12 декабря 1993 года. В отличие от ранее действовавших конституций, данная Конституция РФ не имеет (по крайней мере, в названии) уточнения о том, что является «основным законом».

По своему строению, а более всего – по содержанию, документ является в значительной мере новым, даже, пожалуй, – принципиально новым по сравнению с ранее действовавшими аналогичными законами страны.

Подтверждением этого является закрепление Российского государства как воспринявшего стандарты демократии, верховенства права и прав человека. При этом логически вытекающим видится назначение государства в России как некое социальное служение.

По-своему показательно, что в Конституции РФ термин «государство» выступает синонимичным по отношению к таким понятиям, как «страна», «отечество», «Родина». При всей неоднозначности такого соотнесения документ предполагает установление ограничений для государственного вторжения в общественную и индивидуальную жизнь.

Другой момент – представление о государстве как некой формы организации общества, предполагающей территориальное устройство страны, а также население и формируемые этим населением органов публичной власти.

Государство воспринимается и как единая федерация составляющих страну территорий, с соответствующим разделением функций между уровнями страны и этих самых территорий.

Структурно государство является системой высших органов власти, включающих Президента, Федеральное Собрание, Правительство, суды. Притом государство расценивается как единую целостную структуру федеральных и региональных органов государственной власти. При этом государство является такая организация публичной власти, которая не совпадает с местным самоуправлением.

Государство, если следовать логике Конституции, – это некий орган социального призрения, который ответственен и за поддержание правопорядка, и за обеспечение материального благополучия граждан, особенно – социально незащищённых.

Важным для понимания смысла конституционных норм является термин «демократия» в том виде, который он нашёл отражение в Конституции РФ. В документе не говорится о некоем господстве народа, основанном на его единодушной воле, а об организации политического процесса. Это проявляется в том, что федеральный парламент выступает от имени народа, что глава государства избирается народом. Хотя, сугубо параллельно, закреплены и формы непосредственного народовластия (референдум и свободные выборы). Если в Конституции закреплено демократическое государство, то это, в частности, означает, что государство обязано обеспечивать провозглашённые права и свободы.

Однако следует признать такой очевидный факт, что в Конституции РФ нет определения правового государства. А это, как показывает современная нам действительность, является очень и очень серьёзным упущением.

Важными для понимания значения Конституции РФ являются положения о том, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти и что закрепляется принцип разделения властей.

Существенным фактором видится и разграничение сфер деятельности регионов (субъектов федерации) и федерального центра.

В понимании смысла республиканской формы правления ключевым является восприятие того, что деятельность государства должна основываться на общности интересов людей, населяющих территорию страны.

Характеризуя назначение Конституции РФ, многие правоведы акцентирует внимание на том, что этот документ предназначен прежде всего для обозначения основных прав и обязанностей граждан (подробнее о них будет сказано ниже). Хотя не менее важно и то, каким образом должна выстраиваться и государственная система, предназначенная для их защиты.

При рассмотрении прав и свобод граждан важно обратить внимание, что права и свободы одного гражданина могут быть реализованы при тех условиях, когда они не нарушают прав и свобод другого гражданина. (Образно говоря, свобода действий одного заканчивается там, где начинается свобода действий другого).

Ключевыми правами гражданина, в соответствии с Конституцией РФ, являются права на жизнь и на свободу. Помимо этого, к защищаемым документом правам граждан относятся следующие права на: личную тайну; свободу слова как выражение мысли; неприкосновенность своего жилища; свободу передвижения; произвольный выбор места проживания; произвольный выбор вероисповедания и родного языка; передачу информации, за исключением составляющих государственную тайну сведений; защиту от цензуры; свободу экономической деятельности, не нарушающей антимонопольное законодательство; частную собственность; наследование имущества; владение земельными участками; труд в безопасных условиях; отдых; пенсии и социальное обеспечение; защиту материнства и детства; собрания и шествия мирного характера; жилище (через предоставление квартир по договорам социального найма); охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь; благоприятную среду; участие в управлении обществом и государством; возмещение вреда, нанесённого экологической среде, и информацию о состоянии экологической среды; бесплатное образование на школьном, основном общем и среднем профессиональном уровне; творческую самореализацию; охрану интеллектуальной собственности; защиту в суде.

Отдельная (конкретно – 3-я) глава Конституции РФ регулирует вопросы, связанные с федеративным устройством страны и функционированием государства.

Специальные главы (соответственно, 4-я, 5-я и 6-я) содержат нормы права, связанные с функционированием таких федеральных органов власти, как Президент РФ, Федеральное Собрание (т.е. парламент), Правительство Российской Федерации. В главе 7-й рассматриваются вопросы о судебной власти и органах прокуратуры.

Глава 8-я посвящена вопросам, относящимся к условиям функционирования и задачам органов местного самоуправления.

В главе 9-й говорится о том, каким образом могут вноситься поправки к Конституции РФ и как Конституция может быть пересмотрена.

Если все упомянутые выше девять глав образуют первый раздел документа, то во втором отражены заключительные и переходные положения.

Важно отметить, что приведённый выше беглый обзор Конституции РФ 1993 года лишь отчасти помогает в осознании сущности перемен в правовом механизме, отличающем современную Россию от тех государственных образований, которые функционировали на её территории в предшествующие исторические периоды. И тут необходимо подойти к рассмотрению сущности современной российской государственности не только с позиций правоведения, но и с точки зрения политологии. Ибо те декларации, которые (в известной мере – почти в лозунговой форме) нашли отражение в Конституции РФ, в реальной жизни проявляются, мягко говоря, несколько иначе.

Современное государство в России является структурой, порождённой классовым обществом, более того – эксплуататорским обществом. В силу этого обстоятельства оно не является не только «общенародным», но и не служащим интересам всего народа.

Государство является совокупностью не только управленческих структур (большей частью – бюрократических, чиновничьих структур, как относимых к собственно органам государственной власти, т.е. власти федерального и регионального уровней, так и к органам власти местного самоуправления, а также к органам руководства определённой части некоторых «общественных» организаций, а также организаций, находящихся в разного рода зависимости от государства), но и правоотношений, нацеленных на всё более полный контроль государства над деятельностью не только всего общества, но и каждой отдельно взятой личности.

Сегодняшнее государство в России является, в принципе, не только не «социальным», но и не «демократическим» (о «народовластии» не может быть и речи, поскольку вся полнота власти сосредоточена в руках представителей эксплуататорского меньшинства населения). Классовая сущность современного российского государства состоит в том, что оно создано эксплуататорскими классами в целях выражения, продвижения и защиты интересов эксплуататорского меньшинства населения – от и против эксплуатируемого большинства населения.

Практика деятельности эксплуататорских государств показывает (что наблюдается и в современной нам России) и доказывает, что управляющие территорией, населением и жизнедеятельностью на территории страны структуры становятся, чем дальше – тем больше, силой, враждебной по отношению к эксплуатируемому большинству населения. Более того, государство в современной России является порождением своеобразного симбиоза крупного монополистического бизнеса, бюрократии как своего рода «управленческой касты», организованной многопрофильной преступности и милитаристских кругов. Важным обстоятельством, характеризующим российскую государственность на современном этапе, является взаимная поддержка её и руководства религиозных конфессий при достаточно очевидном приоритете Русской Православной церкви.

Будучи орудием эксплуататорской власти, государство в России служит интересам обогащения относительно немногочисленного эксплуататорского меньшинства, делая всё для того, чтобы эта часть населения становилась всё более и более богатой. С ростом богатств у меньшинства населения происходит неумолимое обнищание большинства населения, и социальная пропасть между самыми богатыми и самыми бедными увеличивается катастрофически.

Происходит всё большее ужесточение законодательства, нацеленного не только на пресечение и подавление сколько-нибудь выраженного противодействия, но и на ликвидацию инакомыслия, на фактическую ликвидацию гражданских прав и свобод, попрание даже конституционных норм, а не только норм международного права, которые та же Конституция РФ называет имеющими большую юридическую силу, нежели национальное законодательство России.

Георгий Кулаков

Метки историяконституцияправо
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Обращение граждан

Обращение граждан - привлечь на свою сторону органы власти

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • права человека
  • выборы
  • Политика
  • протесты
  • термины
  • политическая идеология
  • право
  • идеология
  • история
  • скрепы
  • политическая философия
  • экономика
  • общество
  • персоналии
  • конституция
  • энциклопедия
  • закон
  • Новости
  • форма государства
  • аналитика
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности