Я — зомби. Воздействие СМИ на сознание. Пропаганда
Задумывались ли вы, насколько мощный инструмент воздействия — средства массовой информации? Воздействие СМИ на сознание изучено. Ежедневно мы совершаем тот или иной выбор и при этом искренне верим, что он основан только на собственных желаниях. Однако, стоит копнуть, и начинаешь понимать, насколько наш выбор продиктован рекламой и стереотипами. Ситуация обратима, если понимать, какие цели преследует СМИ и какие использует способы влияния.
Небольшое лирическое отступление. Во времена СССР существовала такая нужная вещь, как цензура. Сквозь нее проходила вся информация перед выходом в «свет». Удивительно, но даже смерть одного из героев фильма должна была обосноваться– зачем он умер, что режиссер хотел этим показать. Однако, времена цензуры канули в Лету. С одной стороны – это неплохо, с другой – возникает необходимость фильтровать информацию самостоятельно.
Для начала разберем, кто заинтересован в существующем положении вещей, какие цели они преследуют.
Кто воздействует на общество посредством СМИ
Медиамагнаты
К ним относят владельцев телеканалов, радио и крупных газет. Их основная цель – извлечение максимальной прибыли, и это понятно – бизнес. Какие события, новости и рекламу выгодно освещать — остается открытым вопросом, для большинства – риторическим.
Политики
Власти выгодно, чтобы народ верил в политику государства и полностью с ней солидарничал. Поэтому, все серьезные СМИ работают в связке с правительством, и выдают массам ту информацию, которая выгодна.
Рекламщики
Доход от рекламы – львиная часть дохода медиагрупп. Поэтому, даже низкосортный товар будут продолжать рекламировать посредством СМИ до тех пор, пока это приносит прибыль.
Конкуренты
В любом сегменте средств массовой информации существует конкуренция. Каждый канал или печатное издание буквально воюют за каждого зрителя и читателя. Поэтому каждый пытается выдать сенсацию, чтобы удержать внимание аудитории.
Представители элиты
Не будем углубляться в рассуждения о представителях этой группы нашей страны. Думаю, вам они известны. Так вот этим людям, по разным причинам, иногда нужен информационный повод в СМИ. Учитывая влиятельность этих людей, редко кто им откажет, и информация выйдет в массы, причем за достоверность и пользу никто ручаться не будет.
Далее подумаем, какие цели преследуют представители каждой из этих групп.
Воздействия СМИ на сознание. Цели
Разумеется, ничего не делается просто так. За каждым действием стоит та или иная причина. Разберем основные цели СМИ.
Рейтинг
Как бы банально это не звучало, каждый из нас с вами — часть рейтинга. Чем выше рейтинг канала или тираж газеты, журнала, тем больше денег получает владелец. Чем больше скандалов транслирует источник, тем больше зрителей и читателей он получает, соответственно растет прибыль.
Формирование «нужной» личности
Каждой личностью гораздо легче управлять, если человек только сам за себя. Поэтому давно используется формирование такого члена общества, который не считает себя частью социальной группы – семьи или государства. Вымирают такие понятия как сострадание, дружба, любовь и жалость. И это выгодно.
Формирование положительного образа сотрудника спецслужб
В нашей стране отношение к сотрудникам гос. формирований двоякое. По большей степени даже отрицательное. Государству же нужно, чтобы народ относился к спецслужбам с уважением и даже благоговением. Поэтому все чаще в новостях рассказывают о тех или иных случаях, в которых сотрудники полиции, ФСБ или других представителей государственных служб помогают обычному гражданину.
Убеждение в необходимости обладать чем-либо
Это классика. Ежедневно нам твердят о том, что «если ты не имеешь дорогого автомобиля, ты не мужик», «если у тебя нет айфона – ты никто». Впечатлительные впечатляются, извините за тавтологию, и становятся обладателями ненужных вещей.
Воздействие СМИ на сознания масс. Основные способы
Разобравшись с вопросами, кому и зачем выгодно существующее положение вещей, пора переходить к вопросу о том, какими способами СМИ добиваются своих целей.
Фривольная трактовка событий
Одни и те же происшествия трактуют по-разному, как говорится, каждый со своей колокольни. Итоговая новость будет содержать ту информацию, которая выгодна кому-либо. Либо ту, которая станет сенсацией и повысит рейтинг.
Фабрикация фактов
Этот пункт можно считать продолжением предыдущего. Ввиду того, что каждый источник информации зависим от рейтинга, приходится поддерживать интерес зрителя либо читателя с помощью сенсаций. Когда их нет – новости создаются искусственно.
Замалчивание подробностей
Метод, который решает 2 проблемы сразу. С одной стороны, до зрителей или читателей все-таки доходит информация, с другой стороны, им не показывают и не рассказывают о подробностях, которые, порой, меняют восприятие новости.
Подача отрицательной информации на фоне еще более отрицательной
Часто используемый прием СМИ. Допустим, есть отрицательное событие, не рассказать о котором невозможно. Тогда, для смягчения реакции, новость выдается вместе с еще более отрицательной. Например, произошел теракт, это плохо. Но посмотрите в США, там уже третий теракт за месяц! У нас все не так плохо, как у них! Пример, конечно, утрирован, но суть понятна.
Замена важных новостей неважными
Иногда одной или нескольким заинтересованным группам нужно «замять» какую-либо информацию. И сделать это не так просто, как хотелось бы. В таких случаях эфир или полосы газет заполняют другой, но уже не такой важной информацией.
«Авторитетная» информация
Для того, чтобы зритель поверил в то, что ему говорят, не всегда нужны разумные доводы. Чаще достаточно только ссылки на авторитетный источник.
Дезинформация
Этот прием используется с разной целью. Конечный результат один – введение в заблуждение.
Перенос частных случаев в систему
Хорошим примером этого приема служат сюжеты о случаях самоубийств отдельных граждан. Даже в тех случаях, когда люди не оставляли записок, делались выводы, что это произошло потому, что они потеряли работу или не смогли оплачивать кредиты. Таким образом эти происшествия подводятся к информации о закредитованности или массовой безработицы.
Метод «нужны трупы»
Используется в СМИ довольно часто. Необходим, чтобы вызвать страх в массах, переключить внимание с других животрепещущих тем.
Метод «страшилок»
Хороший инструмент для запугивания народа. Как пример – не начинайте восстаний и революций. Они приводят к войне (ситуация на Украине). Или не стоит даже думать о смене президента, будет еще хуже, чем сейчас. Метод широко используется для предотвращения решительных действий.
Обрывочные новости
Для того, чтобы не доводить до масс полную информацию, используется метод недосказанности с помощью короткометражных новостей. Причем могут не показать самое важное.
Формирование образа врага
Один из самых популярных методов современных СМИ. Все новостные сюжеты и информационные статьи дают однобокую информацию. Яркий пример – Украина. Новости по теме выдаются только таким образом, чтобы сформировать у народа отрицательное мнение. Так, чтобы общество было уверено, что это его собственное мнение.
Воздействие СМИ на индивидуальность. Способы
Существуют методы воздействия не только на все общество в целом, но и каждого в отдельности. Рассмотрим основные из них.
Создание образа успешного человека
Задумайтесь, что для вас означает успех? Для большинства людей признаки успешности идентичны – высокий пост в крупной компании или собственный бизнес, дорогой новый автомобиль, квартира или загородный дом, возможность путешествовать и так далее. Было бы неплохо, если бы, с помощью таких образов, общество побуждали усердно учиться, потом честно трудиться.
Но нет, успех приравнивается только к обладанию вещами. Приводит это к тому, что люди, не способные заработать на тот или иной «показатель успеха» залезают в кредиты, которые не способны выплачивать.
Формирование образа героя
Этот метод используется, особенно широко, при создании фильмов и сериалов, в которых главный герой – сотрудник полиции, врач и т.д. Причем это положительный до мозга костей герой. Он соответствует всем существующим идеалам. С помощью таких образов в профессии приходят все больше людей, желающих стать такими же героями. Со временем все становится на свои места – кто-то уходит, понимая, насколько все не радужно. Другие остаются, полностью подстраиваясь под существующую систему.
Формирование другого мышления
Этим методом пытаются «сломать» все те идеалы воспитания, которые прививались до недавнего времени. Ни одной из заинтересованных групп, описанных выше это не выгодно. Им не нужно, чтобы в обществе царили любовь, сострадание, истинная дружба. Когда люди вместе, их сложнее «сломить». Помните пример о сломанных по отдельности ивовых прутьях? Здесь все то же самое. Поэтому обществу и пытаются навязать другое мышление – каждый сам за себя, дружбы не существует и т.д.
Как избежать воздействия СМИ
Хотелось бы разместить здесь список способов и методов, помогающих избежать воздействия. Увы, это невозможно, так как идеальных рекомендаций для каждого не существует.
Однако, попробовать может каждый. Для этого нужно стараться и формировать индивидуальность. На человека, у которого есть собственное мнение и убеждения гораздо сложнее воздействовать.
Информация, которая к нам ежедневно поступает, должна быть дозирована. Как лекарство, понемногу и вдумчиво.
Только тогда, когда мы перестанем смотреть ежедневно новостные программы, передачи со сценами насилия и скандалами, мы вырвемся из замкнутого круга информационного насилия.
Виталина Шелепова