Обращение граждан по ФЗ «Об обращении граждан»
Нередко в нашей жизни случается так, что человек, сталкиваясь с той или иной проблемой, не в силах справиться с ней самостоятельно. И для её решения вынужден искать союзников в лице органов государственной власти, местного самоуправления. А для этого адресовать этим структурам обращение граждан.
Написать такое послание обычно труда не составляет. Правда, желательно, не слишком давать волю отрицательным эмоциям: если в таком обращении содержатся оскорбительные для каких-либо лиц высказывания или даже угрозы, то оно легко может оказаться «в корзине» и не получить ожидаемого разрешения. Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (точнее, частью 3 статьи 11 данного закона) подобная жалоба может быть оставлена без ответа по существу поставленных в ней вопросов.
Другое дело, что заявитель не всегда осведомлён о компетенции той или иной государственной или муниципальной структуры, и обращение может оказаться направленным не по адресу. Ведь круг вопросов, находящихся в ведении этих структур, очерчен нормативными документами, определяющими статус данных органов и организаций. В положении об этих структурах прописывается, чем они должны заниматься, за что несут ответственность, кому подчиняются, перед кем держат отчёт. Объём полномочий далеко не всегда известен заявителю, что нередко приводит к путанице или недопониманию со стороны гражданина.
При получении обращения (жалобы) чиновник первым делом должен определить, относятся ли заданные гражданином вопросы к ведению – и его собственному как исполнителю той или иной функции, и органа (организации), которую он представляет. Это очень важный момент, поскольку действия, предпринимаемые по заявлению гражданина, но не входящие в компетенцию государственного либо муниципального служащего, могут расцениваться с точки зрения закона как превышение должностных полномочий. Правовые последствия подобного поступка, в лучшем случае, составят дополнительный объём работы, а в худшем – проведением служебной проверки, увольнением и привлечением к ответственности (в ряде случаев – уголовной). Поэтому признание поставленных гражданином вопросов соответствующими компетенции представителя той или иной структуры означает, что жалоба принята к рассмотрению, и на неё должен быть дан надлежащий ответ.
А как быть, если обращение адресовано в одно, условно говоря, ведомство, а решать обозначенные проблемы должно другое? Понятное дело, что направивший послание гражданин окажется, как минимум, разочарованным, поскольку ожидаемой и запрашиваемой помощи от этого ведомства он не получит.
В части 3 статьи 8 упомянутого выше закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» говорится: «Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения».
Понятное дело: когда случается ситуация, обрисованная выражением «Шёл в комнату – попал в другую», блуждание письма (жалобы, обращения) по ведомственным кабинетам приводит к потере времени. И далеко не факт, что, поступив в очередной адрес, такое послание окажется попавшим по назначению, и ему «дадут ход». Практика, увы, убеждает: межведомственный «футбол» порой тянется месяцами.
Во избежание такой волокиты, да и при затруднении в определении получателя обращения гражданину целесообразно обращаться в прокуратуру – хоть региона, хоть города (района) или межрайонную. Получение послания в надзорном органе должно гарантировать заявителю, что его письмо не только будет переадресовано в надлежащую структуру, но и будет (в какой мере – уже второй вопрос) отслежено в органах прокуратуры.
Интернет-приёмные имеются во всех прокуратурах субъектов РФ, они работают в круглосуточном режиме на ведомственных сайтах, что позволяет гражданам направлять обращения в электронном виде. Это удобно и доступно любому пользователю интернета.
Важно заметить: если в поступившем в прокуратуру обращении (заявлении, жалобе) содержится указание на то, что в действиях (бездействии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица усматриваются нарушения закона, то, в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», такое обращение правомочна принять к своему производству сама прокуратура.