В антропологии и социальных науках, существует понятие «экономика дара (подарка или дарения)», в соответствии с которой товары и услуги отчуждаются без всяких соглашений. В идеале — добровольный и подарочный обмен циркулирует и перераспределяет богатство всей общины, и служит для построения общественных связей и обязательств. В отличие от бартерной экономики или рыночной экономики, социальные нормы и обычаи регулируют обмен подарками, а не явный обмен товарами или услугами на деньги или некоторые другие товары.
Традиционные общества, в которых преобладал обмен подарками, были небольшими по масштабу и географически удаленными друг от друга. По мере того, как государства формировались для регулирования торговли и коммерции в пределах своих границ, рыночный обмен стал доминировать. Тем не менее, практика обмена подарками продолжает играть важную роль в современном обществе. Одним из ярких примеров являются научные исследования, которые можно охарактеризовать как экономику даров. Вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что общества в основном полагались на бартер, прежде чем начали использовать деньги для торговли. Вместо этого немонетарные общества действовали в основном по принципам экономики подарков, а в более сложных экономиках — по долгам. Когда бартер действительно происходил, он обычно происходил либо между совершенно незнакомыми людьми, либо между потенциальными врагами.
Расширение Интернета привело к возрождению такого явления как экономика дара, особенно в технологическом секторе. Инженеры, ученые и разработчики программного обеспечения создают программные проекты с открытым исходным кодом. Ядро Linux и операционная система GNU являются прототипическими примерами выдающегося положения экономики подарков в технологическом секторе и ее активной роли в обеспечении использования разрешительного свободного программного обеспечения и лицензий с авторским правом, которые позволяют свободно повторно использовать программное обеспечение и знания. Другие примеры включают общий доступ к файлам, публичные лицензии и открытый доступ. Ученый-анархист Ури Гордон утверждал:
Совместная разработка свободного программного обеспечения, такого как операционная система Linux, и приложений, таких как OpenOffice, явно приближается к информационному анархистскому коммунизму. Более того, для анархистов именно логика экспроприации и электронного пиратства позволяет радикально политически расширить культурные идеалы свободного манипулирования, распространения и использования информации, связанной с «хакерской этикой». Пространство незаконности, созданное P2P (одноранговым) обменом файлами, открывает возможность не только открытого распространения свободно предоставляемой информации и программного обеспечения, как это происходит сегодня в Интернете, но и сознательного нарушения авторских прав. Таким образом, Интернет обеспечивает не только коммунистические отношения вокруг информации, но и воинствующее загрязнение и эрозию некоммунистических режимов для знания — технологическое «оружие» для выравнивания доступа к информации, уничтожающее права интеллектуальной собственности, делая их неисполнимыми.
Экономика дара — теории
Льюис Хайд
Льюис Хайд в своей известной книге «Дар. Как творческий дух преображает мир» (The Gift: Creativity and the Artist in the Modern World) показывает, что традиционная экономика дарения основана на «обязательстве давать, обязательстве принимать, а также на обязательстве отвечать взаимностью», что несёт в себе «одновременно экономический, юридический, моральный, эстетический, религиозный и мифологический смысл». Он описывает дух экономики дарения (и её отличие от рыночной экономики) следующим образом:
В противоположность «индейцу-дарителю» ставится «белокожий хранитель»… Всё полученное предполагается отдавать не сохраняя. И если что-то сохраняется, то что-то, имеющее равную ценность, должно уходить… Дар может быть возвращён своему первоначальному дарителю, но это не обязательно… Самое главное: дар должен постоянно двигаться.
Хайд также утверждает, что есть разница между «истинным» даром в знак благодарности, и «ложным» даром, сделанным только лишь из обязательств. По мнению Хайда, «истинный» (бескорыстный) дар создаёт связь, выходящую за пределы любой товарной сделки, но «мы не можем стать по-настоящему связанными с тем, кто даёт нам ложные подарки».
По утверждению Хайда, когда экономика, основанная главным образом на принципе дарения, превращается в товарную экономику, «социальная структура сообщества неизменно распадается». Подобно запрету на превращение даров в капитал, есть запреты на отношение к обмену подарками, как к бартеру. Среди жителей Тробрианских островов, например, превращение Круга Кула в бартер считается позором. Хайд пишет, что в принципе все коммерческие товары могут стать подарками, но когда дары становятся товарами, дар «…либо перестаёт быть подарком, либо теряет свои пределы… Сделки с сердцем находятся вне рамок закона, и когда такие сделки нисходят до узаконенных правоотношений, круг дарения сужается».
Марсель Мосс и экономика дара
Социолог Марсель Мосс утверждает, что дар всегда влечёт за собой обязательство и никогда не является «свободным». По словам Мосса, какой бы привлекательной ни казалась экономика дарения, люди не всегда хотят быть запутаны в паутине обязательств. «Дар, который ещё не оплачен, унижает человека, который принимает его», что доказывает опыт, через который проходят молодые люди, пытающиеся начать самостоятельную жизнь и решающие не принимать больше денег или подарков от своих родителей. Как пишет Хайд:
«Есть моменты, когда хочется побыть чужаками и незнакомцами».
Хотелось бы иметь возможность пойти в магазин за углом, купить баночку супа, и чтобы продавец магазина не вмешивался в наши дела, а мы в его. Приятнее путешествовать на самолёте, не беспокоясь о том, какие у нас отношения с пилотом. Дары создают «чувственную связь», а товарный обмен — нет.
Жорж Батай
Французский писатель Жорж Батай в своей книге «Проклятая доля» (La Part maudite) использовал аргументацию Мосса, для того чтобы построить теорию экономики. На его взгляд, структура дарения является исходной предпосылкой для всей возможной экономики. Особенно заинтересовавшись традицией потлача, описанной Моссом, Батай утверждает, что её антагонистический характер обязывает получателя подарка подтверждать подчинение, а структура даров может приводить к практике, которая определяет различные роли для участвующих в ней сторон, таким образом, устанавливая в акте пожертвования гегелевский диполь ведущего и ведомого.
Петр Кропоткин и экономика дара
Анархисты, в частности, анархо-примитивисты и анархо-коммунисты, считают, что экономика дара в её вариациях может стать ключом к выходу из порочного круга бедности. Поэтому они желают распространить экономику дарения на всё общество. Анархо-коммунисты отстаивают идеал экономики дарения, лишённой денег, рынков и централизованного планирования. По крайней мере, эта точка зрения приписывается Петру Кропоткину, который видел в племенах охотников-собирателей парадигму «взаимной помощи».
Кропоткин утверждал, что взаимная выгода является более сильным стимулом, чем взаимные распри, что ведёт к повышению личной производительности и, в конечном счете, это более эффективно для коллектива в долгосрочной перспективе. В основе экономики дарения делается упор на концепцию увеличения индивидуальных человеческих возможностей и его средств производства, которые затем (теоретически) повышают способность общества отвечать взаимностью на дары отдельного человека.
Дюран Белл
Экономист Дюран Белл утверждает, что обмен в экономике дара отличается от простого товарного обмена тем, что он главным образом используется для построения социальных отношений. Подарки между людьми или между группами помогают строить отношения, что позволяет людям работать вместе. Щедрость подарка повышает престиж человека и его социальное положение. Различия в социальном ранге определяются не доступом к товарам, а «способностью давать другим; желание накапливать рассматривается как признак слабости».