История права — Конституция РСФСР 1978 г. (ч.8)
При том, что Конституция РСФСР 1978 г., принятая 12 апреля 1978 года в первоначальной редакции являлась вполне «советской», поскольку «наследовала» не только ранее сложившуюся политическую и иные основы, заложенные в советскую эпоху, но и стала логическим дополнением к Конституции (Основному закону) СССР, принятому 7 октября 1977 года. Однако «ветры перемен», охватившие страну во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, побудили к существенным изменениям в жизни людей и нашли отражение в документе. Окончательная редакция Конституции РСФСР 1978 г., сохранявшая юридическую силу вплоть до введения ныне действующей Конституции Российской Федерации, столь разительно отличается от изначальной, что, по сути, напрашивается мысль чуть ли не о самостоятельных документах, хотя и имевших общую основу.
Текст Основного закона начинается с преамбулы. В начальном варианте в этой части документа излагалась оценка исторического пути за 60 лет после Октябрьской революции, а также говорилось о преемственности между Конституциями РСФСР на протяжении этого времени, о приверженности принципам прежних Конституций.
Однако вариант, утверждённый Съездом народных депутатов РСФСР 15 декабря 1990 года, был существенно отличным от изначального варианта. В этом варианте текста говорилось о том, что Съезд, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к правам всех народов СССР и выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет республики и заявляет о своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого СССР. А уже 9 декабря 1992 года (на ту пору СССР уже не существовал) из преамбулы были убраны слова о Советском Союзе, зато включено указание о признании приоритета прав человека и гражданина РФ.
Говоря о политической системе, отображённой в Конституции РСФСР 1978 года со всеми её последующими редакциями, нужно иметь в виду следующее. Оценка РСФСР как «социалистического общенародного государства, выражавшего волю и интересы рабочего класса, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны» (вполне в духе развитого социализма, о котором в ту пору возвещала пропаганда) с течением лет (точнее – 15 декабря 1990 года) канула в небытие – её заменило определение РСФСР как «суверенного государства, созданного исторически объединившимися в нём народами». А 21 апреля 1992 года было конкретизировано: государство определялось не только как суверенное, но и как федеративное, а «незыблемыми основами конституционного строя» которого именовались уже народовластие, федерализм и республиканская форма правления. Тогда же в Конституции (Основном законе) РСФСР появилось утверждение о равнозначности наименований «Российская Федерация» и «Россия».
Видоизменение статьи 2 заключалось в том, что формулировка о принадлежности всей власти РСФСР народу была уточнена словами о том, что власть принадлежит «многонациональному народу РСФСР», и осуществление власти производится не через Советы (т.е. исключительно так, а не иначе), а через Советы и непосредственно.
Принципиально иную трактовку получила организация и деятельность РСФСР. Если в первичном варианте речь шла о принципе демократического централизма, то в редакции от 21 апреля 1992 года говорилось о том, что система государственной власти основана на принципах разделения властей и разделения полномочий между Федерацией и её субъектами. Эта норма вступала в противоречие с другим узловым пунктом Конституции РСФСР, что, в конечном итоге, привело к кризису власти в 1993 году.
Некоторые позиции получили уточнения при рассмотрении вопроса в документе о проведении референдумов.
Закрепление в статье 6 Конституции (Основного закона) РСФСР руководящей и направляющей роли КПСС, функции партии как ядра политической системы советского общества было сделано изначально (вслед за введением такой же правовой нормы и в Конституции (Основном законе) СССР). Но после отмены однопартийной системы в РСФСР 16 июня 1990 года упоминание о КПСС было удалено из Конституции.
Утверждение о дальнейшем развёртывании социалистической демократии в РСФСР просуществовало практически до самого конечного периода существования и действия Основного закона.
Весьма ощутимые изменения претерпел подход и к экономической системе РСФСР. Если в момент принятия в 1978 году Конституция РСФСР 1978 г. указывала на то, что основой экономической системы являлись две формы социалистической собственности на средства производства – государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная, то уже 15 декабря 1990 года говорилось о защите права собственности в РСФСР законом, а 9 декабря 1992 года на конституционном уровне признавались и были объявлены защищаемыми такие формы собственности, как частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная и общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.
С течением времени пришлось отказаться (притом – полностью, с исключением статьи из текста документа) от нормы права о том, что экономика РСФСР являлась составной частью экономики СССР, а также от закрепления принципа государственного планирования экономики.
Претерпели с принятием Конституции (Основного закона) РСФСР 1978 года и те позиции, которые регламентировали деятельность органов власти. Новым самостоятельным стал раздел IV «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания». При подтверждении ранее содержавшихся в Основных законах принципах новацией стоило полагать снижение возраста пассивного избирательного права при выборе в Советы – до 18 лет. А в разделе V приводились положения о Верховном Совете РСФСР и Совете Министров РСФСР как высших государственных органах власти. В более поздний период в Конституцию (Основной закон) РСФСР включены были нормы, регламентирующие деятельность Съезда народных депутатов РСФСР и Президента РСФСР, а также устанавливающие органы исполнительной (администрацию) и законодательной (Советы народных депутатов) власти краёв, областей, автономных областей и округов, а также городов федерального значения.
С учётом многочисленных, а кроме того – имевших принципиальное значение, поправок Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 года может быть оценена как документ переходной эпохи, документ периода ломки одного государства и зарождения другого. При этом речь идёт не о «простой» реставрации капитализма (такой подход был бы непростительным упрощенчеством) и сопутствовавшему такому переломному периоду изменению норм права, а о переходе государственного образования (включающего институт законодательства) в качественно новое состояние, которому соответствует уже новый юридический механизм с новой, отличной от предыдущих, системой правоотношений.
…Какую бы из Конституций РСФСР мы ни взяли, каждая соответствовала определённой исторической эпохе, более или менее ярко отображая в виде норм права характерные для этой эпохи правоотношения. Какими бы парадоксальными не выглядели появлявшиеся законодательные новшества, истоки их следует искать в глубинах предшествующего периода. Ибо эти новации являлись (да и всегда являются) откликом на происходящие процессы.
Россия, до 1918 года не знавшая конституций на «родной почве», дала целую серию документов, свидетельствовавших об эволюции от государства «диктатуры пролетариата» к «общенародному» государству. Каким государство стало ныне, на каких правовых основах оно сегодня базируется – это тема отдельного разговора.
Георгий Кулаков