Этот документ должен рассматриваться, как основной для страны на нем должен основываться и бюджет, а так же важно сочетание, подкрепление и гармонизирование с законодательными актами. Главное, стратегия должна быть объективной и реалистичной. В процессе ее реализации должны иметь место соответствующие периодические корректировки, так как не возможно предсказать, как будет все в точности особенно на длительный срок. Возникновение экономических и политических преград, социальных и производственных или же наоборот, например, разработка инноваций, которые благоприятно влияют на процесс реализации — должны оперативно учитываться. Соответственно ключевой момент обеспечивающий результат — установление ответственности за невыполнение, вплоть до уголовной. Обеспечить согласованность с программами реформирования и финансирования как подтверждение серьезности поставленных целей. Есть смысл создания специального контрольно-надзорного органа по данному направлению с соответствующими функциями. Так же важно в программу закладывать и сразу же разрабатывать действующие механизмы реализации этих целей.
Демократическому государству при формировании программ развития свойственно базировать их на улучшении благосостояния каждого человека — развитие человеческого капитала. В то же время ориентация экономики на развитие цифровых технологий — предмет для беспокойства и опасения в части возможной замены человека на автоматизированные системы. Так стоит ли еще говорить о том, что основной инструмент построения эффективного и мощного государства развивающегося по принципу демократии на развитии человеческого капитала, если учесть что внедрение инноваций стихийный и неотвратимый процесс? А что если данная форма государственного устройства не просто уже не актуальна, а изжила себя, в связи с чем, несостоятельны те цели, которые ею предопределяются?
Мнение о специфичности экономики России – это неверная интерпретация фактов. Все так называемые особенности – это лишь исторически сложившиеся условия функционирования экономики и является производным от политических и экономических решений, и ими же могут быть откорректированы. Дело не в том, что России чего-то не хватает (инвестиций, способностей реализовывать на практике свой потенциал, уважения в мировом сообществе), или что-то мешает (старение населения, санкции, государственный долг, инфляция), а в том что нужно пересмотреть сам подход к принятию и реализации как решений, так и методов. Если сравнить уровень развития, например, стран G20, то можно сделать вывод о неэффективности управления.
Если на данном этапе мировых тенденции Россия разработает свой инновационный, адаптированный к измененной макроэкономической среде, механизм, тогда можно рассчитывать на авторитет мирового уровня без дипломатических конфликтов и экономических потерь, послужив тем самым примером для других стран и став тригерром мирового развития. Так же это даст реальную возможность сформировать новый порядок, исходя из личных потребностей и заслуг России.
Запад дал миру рыночную экономику, демократию, финансовый сектор, и тем самым получил привилегированное положение в «своей» мировой системе. Поэтому искренне можно сказать, что это время Запада, не смотря на то, что элита России не хочет с этим мириться. Только если Россия создаст форму государственного устройства, эффективно работающую в мире, только тогда обретет то, к чему стремится и за что страдает. Важным аргументом в эту сторону есть то, что многие уже разочаровались в рыночной экономике, в классическом её понимании. Жесткая и не всегда честная конкуренция – базовый ее принцип, постоянно усиливает расслоение общества, лишая многих талантливых, способных и честных людей занять достойное положение в обществе.
Бюрократия искажает моральную сущность, как человека, так и государственного устройства, вызывает коррупцию и жажду власти, порождая тем самым войны, дискриминацию и несправедливость. Тенденцию усиливающегося социального и имущественного дисбаланса не возможно изменить традиционными методами. Как например можно сравнять благосостояние олигарха и неимущего доплатив ему какое-нибудь пособие или предоставив льготу?!
Учитывая технологизацию, рабочий класс станет ненужным или бременем для государства, но никаких реальных способов предотвращения такого будущего не предложено пока. Институты взаимодействия власти общества и бизнеса формальны и ангажированы, что блокирует обратную связь и инициативность со стороны общества, общество становится инертным, и боязливым, не видит четкой картины своего будущего.
Стоит отказаться, прежде всего, от принципа бюрократизма организации государственного управления и заменить его на инновационный – технологический (возможно по матричному принципу), который позволит участвовать в управлении государством напрямую гражданам через определенное оборудование/ программы.
Возможно создать всеобщую мировую валюту (а не присвоить статус «мировой» валюте определенного государства) в качестве одного из инструментов мировой экономики. Ее использование единым всемирным органом, в качестве инструмента стабилизации экономик стран, контролируя и выравнивая уровень материальных благ между всеми слоями общества, не через мизерные доплаты, в сочетании с усовершенствованным государственным регулированием может изменить ситуацию.
Отойти от наработок-клише, которые показали свою неэффективность, а так же начать формирование новой базы исследований для разработки актуального государственного устройства.
Возвращения к коммунизму или авторитарному режиму не произойдет, так как у них есть свои существенные недостатки и основной это отсутствие фундамента для инновационного развития государства и демократии.
Времена меняются, и все устаревает, в прошлое не бывает возврата, так что смысла надеяться, что какая-то из прежних форм правления применима в настоящих геополитических и экономических условиях не приходится. Тоже касается методов, решений и целей, которые уже не соответствуют реалиям и потребностям страны.
Марта Шакулина