Джеймс Гильом — знаменитый философ, публицист, историк, осуществлявший деятельность во Франции и Англии в XIX-XX веках. Был известен как представитель анархистского крыла Первого интернационала, основанного в Лондоне в 1864 году.
Являлся одним из активистов Юрской Федерации — объединения рабочих в Швейцарии, сформировавшемся под влиянием анархистских идей Бакунина. Осуществлял активную деятельность для формирования Анархистского интернационала.
Стал предшественником для П. А. Кропоткина, который вдохновлялся идеями Гильома.
Джеймс Гильом и его биография

Джеймс Гильом родился 16 февраля 1844 года в Лондоне, где получил достойное образование.
Длительное время публицист занимался преподавательской деятельностью в школе.
Позднее оказался под впечатлением от трудов предшественников, работавших над теорией анархизма.
Джеймс Гильом стал одним из активистов монархического движения, которое было развернуто в XIX веке в Швейцарии и Франции. В 1868 году публицист становится одним из членов Первого интернационала, который объединил большое количество людей рабочего класса в Лондоне. Объединение свело Джеймса с влиятельнейшим в то время представителем анархизма М. А. Бакуниным, идеями которого он восхищался.
Далее Джеймс Гильом принял участие в организации Альянса социалистической демократии и Юрской федерации, которые стали влиятельными либертарно-социалистическими сетями.
Гильом занимался активной журналистской деятельностью и работал редактором в печатных изданиях «Le progrès», «Le solidarité», «Bulletin de la Fédération jurassienne», где публиковались тексты, повествующие об анархизме.
С 1878 года начал проживать во Франции, где стал приверженцем синдикализма. Позднее придерживался социал-шовинистических позиций.
Научное наследие

Джеймс Гильом при жизни выпустил ряд сочинений, которые обладают экономической и политической ценностью.
Одно из популярных сочинений публициста «Идеи социальной организации» увидело свет в 1876 году. В произведении автор излагает собственную точку зрения на форму, которую примет общественное устройство после совершения революции в мире. Данная работа философа стала полноценным отражением коллективистской анархистской позиции, сторонником которой он являлся вместе с М. А. Бакуниным. Джеймс Гильом являлся антиавторитаристом, утверждая, что любое мнение человека должно выстраиваться на основе разума, логики и опыта, которые не должны испытывать влияние от авторитета, религии и существующих традиций. Он открыто провозглашает равенство каждого человека перед законом и считает, что в любом обществе приоритет должен отдаваться исключительно гражданским свободам.
Джеймс Гильом поддерживал многие идеи Бакунина и в связи с этим редактировал его сочинения. Философ полностью разделял мнение о том, что основной задачей социализма выступает искоренение государств и замена их свободной общиной, организованной по принципам коммунизма. По его мнению, община должна не признавать законов. Гильом разделяет анархистскую концепцию Бакунина и считает оправданным противопоставление государству идеи феодализма и самостоятельного управления, религии — идеи «антитеологизма», использованию капитализма — социализм.
Джеймс Гильом в работах отражал мысль о том, что бог является единым образцом тирании, а религия в целом занимается обоснованием любого проявления тирании.
Во многих работах автор указывает на факт того, что способность к образованию государственности зависит от особенности культуры народов и их истории. Публицист считал, что славяне по своей природе являются анархистами, они наделены стремлением к свободе.
Активная работа журналистом позволяла Гильому публиковать статьи о социальном и экономическом неравенстве, которое рождается при наделении отдельных классов привилегиями. Он заявлял, что государственный капитализм нельзя совместить со свободой крестьянства.
В своих сочинениях философ рассуждал над проблемой материальных благ, утверждая, что они не могут всецело принадлежать обществу, то есть каждый человек должен получать награду за собственный труд, которая может выражаться в виде конкретных необходимых для жизнедеятельности товаров или в деньгах. Гильом убеждён, что должно пройти достаточно времени для перехода общества к коммунистической системе, где распределение всех благ будет происходить в связи с основными потребностями людей, которые трудятся. Он считает, что рычагом перехода к коммунистической системе станет скачок в промышленном развитии и расширении сельского хозяйства, в результате которых производство станет выше, чем потребление. По его мнению, трудящиеся постепенно должны сформировать общий склад, из которого каждый человек сможет выбрать необходимые товары без страха за его истощение. Гильом считал, что подобное устройство позволит предотвратить ненужное расточительство.
Джеймс Гильом в крупной работе «Интернационал», состоящей из четырёх томов, изложил важные актуальные идеи и концепции анархистского направления.