Самуэль фон Пуфендорф
Краткая биография
Самуэль фон Пуфендорф – философ, юрист в сфере международного права, историк. Родился 8 января 1632 года, в городе Цвёниц (Саксония), умер 13 октября 1694 года в Берлине.
Изучал международное право в Лейпцигском университете и математику в Йене. Стал учителем сына шведского посланника. В плену датских войск написал «Elementorum Jurisprudentiae Universalis Libri duo».
Руководил кафедрой естественного и международного права в Гейдельбергском университете до 1670 года. С 1670 года работает на кафедре международного права университета в Лунде.
В 1688 году Пуфендорф переселился в Берлин, где получил звание историографа.
Известен своим произведением «О праве природы и праве народов в восьми книгах» (1672), которое переиздано в виде своеобразного учебника «Об обязанностях человека и гражданина по естественному праву в двух книгах»
Пуфендорф, государство и естественное право
Самуэль фон Пуфендорф соединил и переработал труды Ж. Бодена, Г. Гроция и Т. Гоббса. Результатом стала его система естественного права, которая выглядела как универсальная социальная этика. Ее нормы регулируют права и обязанности всех людей, так как все представители человеческого вида имеют одну характеристику – потребность в сожительстве друг с другом:
«…человеческая натура устроена таким образом, что вне общества мы не можем ни жить, ни сохранять наш род».
Правовед начинает с того, что строит картину догосударственного сообщества, основанного на естественном сожительстве людей, в котором нет места гоббсовой «войне всех против всех», так как все потребности удовлетворяются, а принуждение отсутствует.
В связи с тем, что популяция увеличивалась, а развитие общества потребовала упорядочивания отношений, возникло государство, которое разрушило утопическое общество.
В теологической традиции Пуфендорф проводит мысль, что главным условием создания государства стало общее согласие людей, однако, именно бог стал инициатором его формирования.
Он выделил два правовых основания государства:
- Договор (pactum) – соединение отдельных индивидов в устойчивую цельную конструкцию.
- Постановление (decretum) – совместное решение всей конструкции о форме правления.
Второе основание рождает обязательство правителя заботиться о благе подданных, а для граждан обязательство подчиняться. При этом, автор иногда забывается, что договор между правителем и народом двусторонний и отдельно настаивает на полном подчинении. Хотя и не исключает права на восстание, если правитель ведет государство к гибели.
Говоря о недостатках абсолютизма, именно эту форму правления автор считал наиболее действенной. С оговоркой на то, что при монархе могут создаваться сословные органы для решения важных вопросов.
Государство по Пуфендорфу было если не залогом общего блага, то условием порядка и безопасности в обществе. При этом, он оговаривается – государство нарушает естественную свободу, кроме некоторых незыблемых (права собственности или свобода вероисповедания).
Даже крепостничество было для Пуфендорфа вполне приемлемым. Он мыслил это как свободный двусторонний договор.