Александр Радищев
Александр Радищев – русский философ, просветитель, «западник», противник царского режима и крепостного права, поэт, представитель общественной жизни восемнадцатого века.
Александр Радищев: краткая биография
Родился 31 августа 1749 года в селе Верхнее Облязово Саратовской губернии, умер 24 сентября 1802 в Санкт-Петербурге. Учился в Пажеском корпусе, затем праву в Лейпцигском университете. Западное образование сделало из него просвещенного человека. Именно там он усвоил идеи французских энциклопедистов, штудировал Лейбница и Гельвеция, ему преподавал Геллерт. Он стал сторонником западных идей и рационалистом. Вернувшись в Петербург, занимается литературной деятельностью, в 1789 г. вступает в «Общество друзей словесных наук». Долгое время служил на Петербургской таможне, возглавлял ее, после ссылки разрабатывал законы для империи.
Мировоззрение и ценность трудов
Либеральный писатель, противник самодержавия, философ. Практически первый писатель, выступивший против российского самодержавия и оказавший влияние на декабристов своими трудами. Иногда его называют первым русским революционером. Сама Екатерина Великая, как клеймом, наградила его характеристикой «Бунтовщик хуже Пугачева».
Александр Радищев: творчество
Хотя известен Александр Радищев, в основном, по «Путешествию из Петербурга в Москву», все его работы могли бы занять несколько объемистых томов. Это художественно-публицистические, экономические, философские труды и переписка, дневники, законопроекты и прочее. Его работы заслуживают более подробного изучения.
«Путешествие из Петербурга в Москву» — наиболее известное, серьезное и последовательное произведение писателя. Оно создавалось несколько лет, с 1780 года по 1788. Его темой была судьба русского крестьянства и критика правительства.
Интересна история появления этого произведения. Его нигде не хотели печатать, понимая, насколько крамольным было его содержание. Тогда Радищев приобрел типографию и поставил ее на втором этаже своего дома. Повесть в виде обрывков разрозненных частей связывает названия городов и почтовых станций, мимо которых проезжает путешественник. Заручившись формальной поддержкой цензора, который посчитал произведение одним из модных тогда сентиментальных путешествий, писатель напечатал книгу и отдал в книжную лавку Зотова. В течении мая месяца о ней стали говорить все, а уже в июне кто-то показал ее императрице. Ода «Вольность», написанная Радищевым, как отклик на победу американской революции, была частично включена в это произведение. Сюда же он включил свое «Слово о Ломоносове». За данную книгу Екатерина II приговорила писателя к смертной казни.
«Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»
В нем Радищев рассказывает об открытии в Петербурге памятника Петру I на Сенатской площади. Произведение интересно тем, что под тематикой сентиментальной откровенности с другом скрываются не личные тайны и воспоминания, а обсуждение общественных вопросов и современных писателю проблем.
Друг, жительствующий в Тобольске, — Сергей Николаевич Янов, название взято формально, и этим приемом Радищев воспользуется неоднократно. Радищев спорит с самим Руссо, который не считает Петра великим государем, излагая доводы в своем «Общественном договоре». Писатель приводит в пример великие деяния императора, как доказательства его величия (это «различные учреждения, к народной пользе относящиеся», победа над шведским королем Карлом XII и прочее), однако отмечает, с другой стороны, что именно в его правление были уничтожены последние признаки свободы в России.
«Житие Федора Васильевича Ушакова»
В 1788 г. Радищев пишет данное произведение, где отмечает достоинства друга своей молодости, оказавшего на него необыкновенное влияние. Это соученик по Лейпцигскому университету, борец за «твердость мысли и вольное оных изречение» Федор Ушаков. В произведении писатель показывает хорошие стороны характера своего друга и показывает, какие черты его характера достойны подражания.
Именно из-за этих особых черт биография уподобляется житию. Вторая часть произведения – это работы самого Ушакова, которые, по мнению Радищева, достойны того, чтобы быть обнародованными и напечатанными. Умирая, Ушаков оставил ему свои «О праве наказания и о смертной казни», «О любви» и «Письма, касающиеся до первой книги Гельвеция «О разуме».
Философский трактат «О смертности человека и его бессмертии» написан в период ссылки. Он логичен, основателен и самобытен. В нем писатель исследует вопрос бессмертия души и защищает бессмертие, что понимается им в духе учения Лейбница о перевоплощениях («метаморфозе»). Таким образом, нельзя сказать, что писатель был атеистом, как долгое время считалось.