Жан Боден
Жан Боден (родился в 1530 году, Анже, Франция—умер в июне 1596 года, Лан), французский политический философ, чье изложение принципов стабильного правления имело большое влияние в Европе в то время, когда средневековые системы уступали место централизованным государствам. Он широко известен тем, что ввел понятие суверенитета в правовую и политическую мысль.
В 1551 году Боден поступил в Тулузский университет для изучения гражданского права. Он оставался там в качестве студента, а затем в качестве учителя до 1561 года, когда он оставил преподавание права для его практики и вернулся в Париж как avocat du roi (французский: королевский адвокат) как раз в то время, когда начались гражданские войны между католиками и гугенотами.
В 1571 году он вошел в дом брата короля, Франсуа, герцога Алансонского, как магистр просьб и советник. Он появился только один раз на публичной сцене, как депутат третьего сословия от Вермандуа в генеральных имениях Блуа в 1576 году. Его незаинтересованное поведение в этом случае лишило его королевской милости. Он выступал против предполагаемого возобновления войны с гугенотами в пользу переговоров, а также против предполагаемого отчуждения или продажи королевских владений Генрихом III как наносящего ущерб монархии. Когда в 1583 году умер герцог Алансонский, Боден удалился в Лан в качестве прокурора при президентском дворе. Он оставался там до самой своей смерти от чумы 13 лет спустя.
Суверенитет
Основное сочинение Бодена, «Шесть книг о государстве» (1576), принесло ему немедленную известность и оказало влияние в Западной Европе в 17 веке. Горький опыт гражданской войны и сопутствующей ей анархии во Франции обратил внимание Бодена на проблему обеспечения порядка и власти. Боден считал, что секрет заключается в признании суверенитета государства, и утверждал, что отличительным признаком государства является верховная власть. Эта сила уникальна, абсолютна в том смысле, что на нее нельзя наложить никаких ограничений по времени или компетенции; и самосуществующий, в том смысле, что его действительность не зависит от согласия субъекта.
Жан Боден полагал, что правительства управляют по божественному праву, потому что правительство учреждено провидением для блага человечества. Правительство состоит в основном из власти повелевать, выраженной в принятии законов. В хорошо организованном государстве эта власть осуществляется в соответствии с принципами божественного и естественного права; другими словами, Десять Заповедей исполняются, и некоторые основные права, главным образом свобода и собственность, распространяются на тех, кем управляют.
Но если эти условия будут нарушены, то государь все еще повелевает и не может сопротивляться своим подданным, вся обязанность которых состоит в повиновении своему правителю. Жан Боден различал только три типа политических систем — монархию, аристократию и демократию — в зависимости от того, принадлежит ли суверенная власть одному лицу, меньшинству или большинству. Сам Жан Боден предпочитал монархию, которая была информирована о нуждах народа парламентом или представительным собранием.