Карл Поппер

Карл Поппер

Карл Поппер – известный австро-британский философ и социолог, исследователь научной методологии, противник теорий заговора.

Биография

Карл Раймунд Поппер родился 28 июля 1902 года в Вене. Его родители были высокообразованными людьми. Именно родители привили ребенку глубокий интерес к социальным и политическим проблемам общества, и в конечном итоге к философии. Отец был преподавателем, имел прекрасную библиотеку, мальчик в раннем возрасте имел возможность ознакомиться с работами К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Бернштейна и других мыслителей, обсуждал все это с отцом. От матери Карл унаследовал любовь к музыке, и одно время мечтал стать профессиональным музыкантом. И хотя в дальнейшем Поппер отказался от этой идеи, история музыки была выбрана им в качестве дополнительного предмета при защите докторской степени. С 1918 года юноша учился в университете, изучал математику и физику, но не забывал и про философию. В 1919 году юноша живо интересовался движением левых, что сыграло важнейшую роль в его становлении как философа.

У Карла были разносторонние интересы: в начале 1920-х он осваивал навыки краснодеревщика, был волонтером в детских клиниках, где лично познакомился с создателем системы индивидуальной психологии А.Адлером. Уже тогда, будучи студентом, сопоставляя взгляды мыслителей, заложил основу критерия Поппера.

В 1925 году Карл Поппер закончил учебу и женился. Работая учителем математики и физики, он написал и успешно защитил докторскую диссертацию по психологии.

В связи с распространением нацизма в Европе, Поппер, мать и отец которого были евреями, хоть и принявшими христианство, уехал в Новую Зеландию. Он прожил там с 1937 по 1945 год. А после завершения войны в 1946 году приехал в Лондон. С этого времени по 1969 год преподавал в Лондонской школе экономики, с 1949 по 1969 год – в университете.

За научные достижения философ удостоен множества высоких наград.

Умер 17 сентября 1994 года в Лондоне.

Библиография

  • Логика исследования (1935).
  • Открытое общество и его враги (1945).
  • Нищета историцизма (1957).
  • Постскриптум к “Логике научного открытия” (1982) и т.д.

Что нового Карл Поппер привнес в науку и практику

Основной целью философии Карл Поппер считает создание логических основ научной методологии.

Взгляды философа достаточно противоречивы. С одной стороны, он уверен, что наука взаимодействует с объективными явлениями и ведет к реальным открытиям, что знание развивается из опыта ума. С другой – не признает, что наука постигает истину.

С самого раннего возраста Поппер интересовался социологией и политикой, в своих работах он высказывал собственное мнение по поводу справедливого социального устройства и тех форм управления, которых следует избегать.

  • В исследовании об открытом обществе философ критикует детерминизм и историзм, которые учат, что история всегда развивается по общим законам и ведет к закономерному концу. Поппер считал это учение теоретической основой появления и оправдания авторитаризма и тоталитаризма. Он утверждал, что не может быть предсказательной науки об истории, ни одно общество не в силах предугадать будущее, очень резко философ критикует по этому поводу марксизм.
  • Наука социология в состоянии спланировать определенные социальные перемены.
  • В юном возрасте Поппер какое-то время сочувствовал марксистским идеям. Ему было жаль безоружных бунтовщиков, которые пытались освободить друзей из тюрьмы, но были расстреляны полицией. С другой стороны, он уже был знаком с теорией К. Маркса и понимал, что революционеры сознательно подвергают людей риску, чтобы добиться поставленной цели и прийти к власти. После тех событий Поппер стал критиковать марксистский историзм и социализм. И хотя во время Второй Мировой войны философ называл коммунистические партии слабой оппозицией фашизму, позднее он признал, что социализм несовместим с индивидуальной свободой.
  • Поппер был сторонником буржуазной демократии, он рассматривал такое социальное устройство как открытое, справедливое общество.
  • Холодную войну между странами НАТО и Варшавского договора он рассматривал не как противоборство капитализма и социализма, а как борьбу западной демократии против тоталитаризма.
  • Западные демократические свободы он противопоставляет тоталитарным государствам, причисляя к ним не только нацистскую Германию, но и социалистический СССР.
  • В вопросе о толерантности философ предостерегал от неограниченной терпимости по отношению к тем, кто не может быть терпим. Он призывал оставить за собой право подавлять их, если на них уже не действуют рациональные аргументы и общественное мнение.
  • Поппер считал неправильной точку зрения, которую он называл “теорией заговора общества”, когда циркулирует мнение о том, что могущественные люди несут ответственность за причинение ущерба обществу.

Поппер остался в философии как один из самых важных и влиятельных мыслителей, который внес вклад не только в философию, но и в общественные науки.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности