• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
24 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Закон

История права — право в период ВОВ

Закон
право в период ВОВ
189
Прочитали

Право в период ВОВ

Временной отрезок, начиная с 22 июня 1941 года и завершая его 3 сентября 1945 года, может быть выделен как отдельный период истории советского государства и права. Каким было право в период ВОВ?

Сразу после вторжения в СССР немецко-фашистских войск в европейской части Советского Союза было объявлено военное положение, а основной функцией государства стала организация ведения войны.

В области внешней политики ключевым направлением в рассматриваемое время явилось создание антигитлеровской коалиции, и первым шагом на этом пути можно считать советско-английское соглашение о совместных действиях в войне (подписано 12 июля 1941 года). Через неполный год, 11 июня 1942 года, подписано соглашение с США о принципах взаимопомощи в войне против агрессоров. Договоры о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве заключены СССР после 1943 года с целым рядом стран (Чехословакией, Францией, Югославией, Польшей).

К числу международных мероприятий с участием СССР стоит отнести Тегеранскую (1943) и Ялтинскую (1945) международные конференции стран антигитлеровской коалиции, которые не только определили действия держав в ходе второй мировой войны, но и заложили основы послевоенного мироустройства (в частности – создания Организации Объединённых Наций). В ходе Ялтинской конференции СССР дал гарантии союзникам о том, что проведёт войну против Японии как одного из сателлитов нацистской Германии. Вопросы послевоенного устройства мира рассматривались на проведённой в июле-августе 1945 года Потсдамской конференции.

Ведение войны наложило определённый отпечаток и на внутреннюю деятельность институтов государства и права. Общесоюзные (в рамках СССР), республиканские и местные органы власти и управления продолжали функционировать, хотя и с определёнными изменениями. В частности, на срок войны были продлены полномочия Верховного Совета СССР (в условиях мирной жизни они были бы ограничены ещё осенью 1941 года). За время войны проведено лишь три сессии ВС СССР, на которых решались вопросы ратификации союзных договоров, бюджета и расширения прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. Для военного периода характерно создание специфических, чрезвычайных органов при СНК СССР – Совета по эвакуации, Комитета по учёту и распределению рабочей силы, Управления по эвакуации населения, Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и ряда других структур. Были образованы наркоматы танковой промышленности и миномётного вооружения. Госплан СССР переориентирован на разработку военно-хозяйственных планов.

Уже 8 июля 1941 года созданы Особые строительно-монтажные части, задачей которых было строительство и монтаж оборонных предприятий. 100 ОСМЧ насчитывали в своих рядах 400 тысяч человек. В эти структуры было преобразовано 90% организаций, ранее подчинённых Наркомату строительства. За период войны в восточных районах СССР вновь построено 3500 крупных предприятий, восстановлено 7500 предприятий в западных районах страны.

Вся полнота власти в военных вопросах оказалась сосредоточена в руках Государственного Комитета Обороны во главе с Иосифом Сталиным. Более чем в 60 прифронтовых городах сформированы были городские комитеты обороны.

В июле 1941 года произошло слияние наркоматов внутренних дел и государственной безопасности в единый НКВД (правда, с улучшением обстановки в 1943 году опять осуществлено разукрупнение аппарата, а также проведена передача органов военной контрразведки «СМЕРШ» в структуры наркомата обороны и наркомата военно-морского флота).

В тех местностях, которые были объявлены на военном положении, все властные полномочия в области обороны, обеспечения правопорядка и государственной безопасности были сосредоточены в руках Военных Советов фронтов, армий и военных округов: в соответствии с издаваемыми постановлениями, на тех или иных лиц возлагалась ответственность за выполнение каких-либо действий, а виновные могли быть привлечены даже к уголовной ответственности.

Особым органом в условиях военного времени стала сформированная 2 ноября 1942 года Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба.

Буквально на второй день войны, 23 июня 1941 года, в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Верховного Главнокомандования. 10 июля её возглавил Иосиф Сталин, он же 19 июля назначен наркомом обороны, а 8 августа – Верховным Главнокомандующим. Оперативным органом Ставки стал Генеральный Штаб, подчинённый Верховному Главнокомандующему. При Ставке сформирован и Центральный штаб партизанского движения.

Существенной перестройке подверглась судебная система. С 22 июня 1941 года в районах военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, начали функционировать военные трибуналы. К их юрисдикции были отнесены преступления, совершённые военнослужащими, все преступления против обороны, общественного порядка, государственной безопасности, хищения социалистической собственности, разбои, убийства, уклонения от исполнения всеобщей воинской повинности. Жалобы и протесты на вынесенные военными трибуналами приговоры не допускались.

С 1943 года действовало военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте, а работники этих отраслей объявлялись мобилизованными до окончания войны.

В соответствии с приказом Наркомата обороны СССР от 28 июля 1942 года в армиях сформированы так называемые «заградительные отряды».

Оценивая меры военного времени, историки права выделяют такие строгие правовые режимы, каковыми являлись «военное положение» и «осадное положение» (последнее вводилось при угрозе захвата территории противником: в Москве оно было введено 20 октября 1941 года).

При рассмотрении ситуации, связанной с реализацией норм гражданского права в условиях войны, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств. Считалось, что советское законодательство являлось действующим и на территориях, временно оккупированных врагом. В силу такого подхода те гражданско-правовые сделки, которые противоречили закону, признавались недействительными. Ещё одним показательным моментом видится расширение права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности граждан (наиболее показательным в этом отношении стало наложение на граждан обязанности временно сдать радиоприёмники). На жителей освобождённых от оккупации территорий возлагалась обязанность по сдаче государству трофейного имущества и того брошенного имущества, собственников которого установить не удалось.

Для правоотношений между юридическими лицами было характерно возрастание роли административно-правовых и плановых заданий, при этом происходило сужение применения гражданско-правовых договоров (в первую очередь данная тенденция оказалась характерна для военной продукции, поставок топливных ресурсов, металла и др.). По-своему показательной видится корректировка условий жилищного найма, что связывалось с массовой эвакуацией и возвращением жителей городов, введением некоторых льгот для семей военнослужащих и др.). Гибель большого числа граждан побудила к внесению изменений в наследственное законодательство (к числу наследников были причислены трудоспособные родители умерших и погибших, братья и сёстры).

В области совершенствования семейного права надлежит отметить меры по поддержке многодетных семей, повышению рождаемости, оказанию заботы о сиротах. 1 октября 1941 года введён налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Начата выдача дополнительных пайков беременным женщинам. Важное изменение произведено в 1943 году в области законодательства, связанного с опекой и усыновлением (было разрешено записывать усыновлённых как собственных детей – с фамилией и отчеством усыновителей). В 1944 году было также установлено: права и обязанности супругов могли быть порождены только зарегистрированным браком. Ранее существовавшее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и взыскания алиментов от лица, с кем она не состояла в зарегистрированном браке, отменялось. Была усложнена процедура развода. Были увеличены отпуска по беременности и родам. Увеличена помощь многодетным и одиноким матерям.

Претерпело определённые изменения и трудовое законодательство. Так, Указом от 22 июня 1941 года «О военном положении» содержал положение, в соответствии с которым военным властям было предоставлено право привлечения граждан к трудовой повинности для выполнения некоторых работ. Указ от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» предоставил право директорам предприятий устанавливать сверхурочные работы до трёх часов в день, отменены отпуска (с некоторыми ограничениями по категориям работников) и заменены денежной компенсацией. Указ от 13 февраля 1942 года объявил о мобилизации трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве на период военного времени. Допускалась и трудовая повинность на срок до двух месяцев для выполнения срочных и неотложных работ.

В сфере колхозного права была расширена система дополнительной оплаты труда, но при этом повышен обязательный минимум трудодней, к работе привлекались и подростки в возрасте от 12 до 16 лет. Невыполнение нормы по трудодням каралось исправительными работами. А если председатели колхозов уклонялись от привлечения виновных к ответственности, то и сами отвечали перед судом.

В период страды горожан, не работающих на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащихся и студентов мобилизовали на сельхозработы.

Особого внимания заслуживает развитие уголовного права в условиях военного времени. К числу составов преступлений причислено распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения. Жёсткое наказание ожидало тех, кто признавался виновным в разглашении государственной тайны или утрате содержащих её документов. Усилена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широкое распространение получила практика отсрочки исполнения приговоров с отправкой осуждённых на фронт, при этом отличившиеся в ходе боевых действий не только освобождались от наказания, но с них также снималась судимость. С 1943 года установлена уголовная ответственность за незаконное вознаграждение (ей подлежали воинские начальники). В уголовное законодательство введены новые меры наказания: смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы до 20 лет. Эти меры применялись к осуждённым за преступления, совершённые немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками.

К числу неординарных мер, предпринятых накануне и в ходе Великой Отечественной войны и до сих пор не до конца исследованных, относятся депортация (насильственное переселение) поляков, немцев, крымских татар, чеченцев, ряда других народов Кавказа. При том, что формально современное право не признаёт коллективного наказания, такой феномен всё же имел место быть. И рассматривался он как наказание народа на солидарной основе за вину части мужчин (на основе круговой поруки). Государство при этом не стремилось к выяснению вины каждого в отдельности и к преследованию отдельных личностей. Оценки результатов депортаций, встречающиеся в литературе, не только до диаметральности бывают противоположными, но они и неоднозначны по характеристике участвовавших в таких действиях должностных лиц государства.

Ещё одно, характерное для военного времени, явление – военнопленные. В их числе были не только военнослужащие армий противника (Германии, Японии и др.), но и перешедшие на сторону врага «власовцы», а также представители ряда народов Прибалтики. Их правовой статус тоже регулировался нормами уголовного права.

Георгий Кулаков

Метки историяправо
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Все пути к реальной демократии

Все пути к реальной демократии

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • Новости
  • термины
  • форма государства
  • конституция
  • политическая философия
  • общество
  • история
  • идеология
  • персоналии
  • права человека
  • экономика
  • политическая идеология
  • право
  • Политика
  • энциклопедия
  • аналитика
  • выборы
  • скрепы
  • закон
  • протесты
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности