К настоящему времени основные принципы, на которых построены демократические государства не удовлетворяют потребностям общества и современная мировая наука в поисках новой теории построения демократического государства. Как ни крути, но плохо организованная демократия все же лучше хорошо организованной автократии.
Клиентелизм, патримониализм и бюрократия, которыми пронизаны современные государства, вызывают недовольство государственным управление и соответственно властью.
Основой успешного развития и функционирования демократии является наличие действующего гражданского общества. Внутренние источники информации в России, аналогично заявлениям должностных лиц, заверяют о том, что развивается гражданское общество и есть большое количество общественных организаций и объединений, и митинги не запрещены, и Общественная Палата есть, и прямая линия с Президентом есть… Все же данные статистики говорят о том, что институты гражданского общества реально не функционируют, а их существование исключительно номинально. Власть не заинтересована в том, чтобы россияне оказывали воздействие на нее (особенно по стратегически важным для страны вопросам) и осуществляли контроль.
Поэтому нет в стране ни настоящей оппозиции, в результате репрессий, ни свободной прессы, которую в наше информационное время уже принято считать четвертой ветвью власти, ни влиятельных неангажированных общественных объединений. Например, состав той же Общественной палаты — главного общественного института в России, избирается таким неоправданно усложненным методом, который однако, обеспечивает формирование её состава в интересах того же Президента. Значительная часть членов Общественной палаты никакой деятельностью в ней не занимается. Бывший секретарь Общественной палаты Александр Бречалов говорил, что около половины членов Палаты ничего не делают. По словам преемника Бречалова Валерия Фадеева заставить работать таких членов Общественной палаты или исключить их из ее состава невозможно. Что уже говорить тогда о других НКО?!
Неопатримониальность и клиентелизм пронизывают российскую государственную систему, а так же основные бизнес-процессы, обеспечивая привилегированное положение по отношению к власти капиталистов, влияющих с помощью капитала на экономику, а значит и на все государство, в том числе и на власть. Но, эти качества российской системы власти латентны в связи с тем, как раз, что не функционируют общественные каналы, по которым к простым людям можно донести эту информацию и, получается порочный круг.
Для того чтоб реально заработал государственный демократический механизм необходимо в первую очередь:
— создать условия для развития демократии: соответствующе законодательные инициативы относительно НКО, новые партии, которые бы мобилизировали общество,
— убрать преграды на пути развития. Это указанные выше негативные особенности государственного управления в России, препятствующие развитию демократии,
— создать дополнительные необходимые условия для развития демократии. А именно: высокий уровень экономического развития, равные права для МСП и крупного бизнеса, развить средний класс.
Очевидно, что без фундаментальных изменений по этому направлению в законодательстве, создать эффективную рабочую систему власть-общество не получится.
Реализовать указанные мероприятия не так сложно когда есть политическая воля и желание у соответствующих лиц. Только дело как раз в том, что ни первого, ни второго нет, и это тщательно и успешно скрывается за пропагандой возводящей чуть ли не в лик святых тех, кто на самом деле имеет полную заинтересованность в сохранении статус-кво.
Религия — опиум для народа, сказал Карл Маркс, и она так же не менее эффективна как инструмент манипулирования людьми и по сей день, для нашей власти. При том, что количество населения снижается, постоянно строятся новые храмы и пропагандируется набожность, опять потому что такие люди более податливы и менее требовательны.
Бюрократия порождает коррупцию, а коррупция препятствует развитию государства двумя способами: нецелевое использование финансирования и не финансирование нужных проектов или нужных личностей. Устранение бюрократии, которая не совместима с демократией с помощью применения и внедрения инновационных технологий, как в сфере государственного управления, так и в области контроля общества за властью.
Исходя из мировой практики развития успешных государств, демократия является предопределяющим принципом успешного экономического и политического развития государства.
Реформирование государственного сектора, увеличение прозрачности и подотчетности, уменьшение масштаба государственного сектора и увеличение количества правил и требований к должностным лицам. Многие государственные институты нужно ликвидировать или реформировать, так как они не соответствуют потребностям общества и государства. Государственный распад – составляющая государственного развития.
Люди во всем мире ненавидят сложный и продолжительные процессы, сопровождающиеся большим количеством документации для любого решения, с другой стороны предоставление большей свободы бюрократам выведет их из поля ответственности и не факт что принимаемое решение будет в пользу электората, так как именно правила ограничивают чиновников. Как вариант можно рассматривать другие виды контроля и ограничения деятельности бюрократов – это предоставить такие полномочия некоммерческим организациям или же создать специальные службы или органы по этому направлению, которые были бы под прямым контролем граждан.
Население живет в забвении, применяется политика двойных стандартов, репрессии к свободным СМИ и реальной оппозиции. Неконкурентные условия для всех и везде, начиная от избрания в органы управления, заканчивая частным бизнесом, основанные на клиентелизме и неопатримализме. Пропаганда как заангажированными источниками, так и дилетантами в работе государственного механизма личностями (как например артисты и верующие). Усиление набожности людей и идолизация властей. Перманентный имущественный и денежный дефицит россиян используется для создания образа социального государства помогающего людям. Все это составляющие Российского государства, преграды на пути его развития и становления реальной демократии, использующиеся для выгоды и в интересах кругов влияния. Поэтому воплощения демократии в России возможно после разрушения вековой схемы власти по манипулированию населением и процессами в государстве.
Кирилл Радин