Франсиско Суарес

Франсиско Суарес

Франсиско Суарес (1548—1617) – испанский католический теолог, иезуит, ярый противник реформации. Основные работы «О законах и Боге-законодателе» (1612) и «Защита веры против властителей Англии» (1613).

Главным направлением работы Франсиско Суареса являлось нивелирование достижений политического знания, касающегося светского характера власти, права и государства. Как теолог, Франсиско Суарес, попытался удержать общественные науки в лоне религиозной традиции.

Так, согласно теологу главным законодателем вселенной выступает (никогда не догадаетесь) – Бог, как источник права, источник юридической силы нормативного акта.

Законы делятся Суаресом (вслед за Фомой Аквинским) на четыре разряда:

  • Вечный божественный закон, легальность придается ему богом;
  • Естественный закон, как отражение божественного творения. Такой закон не нуждается в закреплении, так как исходит из природы человеческого разума. Думается, что Суарес имеет в виду совесть. Этот закон является универсальным, его не может изменить ни земной правитель, ни бог;
  • Позитивное право (государственные законы и церковные). Творцы позитивных законов – сами люди. Гражданский закон Суарес отграничивает от права народов, как законы, которые не являются продуктом воли одного правителя или органа. Восходит этот тезис еще к римскому праву, а дальше будет развит Гуго Гроцием. Правом наций называется совокупность обычаев, присущих всем или большинству народов;
  • Библейский закон (нормы, указанные напрямую в священном писании).

Иерархии в этих разрядах у Франсиско Суареса не наблюдается.

Понимание законов у Франсиско Суареса восходит к цели существования государства – достижение общего блага и развитие общества (или политическое тело). Так, это тело – одно целое, состоящее из групп, общностей и классов, взаимодействующих между собой и образующее правовой порядок на основе действующих законов. Так, цель права – совершенствование общества.

Закон для Суареса – продукт разума, присущий только разумным существам. Он помогает построить общественную иерархию, навязать волю одного другому. Закону приписываются следующие признаки – универсальность, справедливость, неизменность, известность.

Теолог отдает предпочтение монархии, однако, оговаривается, что может быть выбрана любая форма правления. При этом, всегда народ является источником власти. Передача полномочий может осуществляться даже молчаливым одобрением и согласием. Согласие, в таком случае, является неким контрактом между властью и населением. С одной стороны народ обязуется подчиняться, с другой правитель справедливо управлять им и заботиться об общем благе. При нарушении договора правителем (с оговоркой – его действия должны противоречить религиозным догматам) народ вполне может восстать.

Большое внимание (все-таки теолог) уделено и влиянию церкви. Она устанавливает законы, обязательные для народа и правителя. Да, светской властью эта структура не обладает, но она вполне может указывать светским правителям об отмене или изменении позитивных законов, если они грозят смертью души.

В борьбе со светской властью католическая церковь начала заигрывать с теориями народного суверенитета, общественного договора, прав и свобод и прочего. Это хорошо сказалось на проблемах того времени, на взглядах на эти проблемы. Такое привлекло внимание, дало толчок развитию общественных наук.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять