Дестют де Траси
Антуан Луи Клод Дестют де Траси – французский политик, философ эпохи Просвещения, который ввел в широкий обиход термин идеология.
Биография
Антуан Дестют де Траси родился 20 июля 1754 года в Париже в знатной дворянской семье. Первое образование получал на дому, причем при участии нескольких преподавателей. Затем учился в Страсбургской Артиллерийской школе, где уделял большое внимание спорту и своему физическому совершенствованию. В этот же период юноша слушал лекции в университете, предпочитая философию, специально ездил в город Ферней, чтобы побеседовать с Вольтером. По окончании учебы молодой человек отправился служить в роту королевских мушкетеров, где начал делать стремительную карьеру.
Уже через год он стал капитаном, в 21 год имел чин подполковника, а в 25 – полковника. Имел орден Святого Людовика, им награждались только представители элиты.
Де Траси вращался в высших кругах и лично общался с самыми образованными и передовыми людьми своего времени: энциклопедистами, философами, экономистами, юристами, моралистами, политиками, литераторами. Вскоре вокруг де Траси образовался кружок будущих «идеологов», которые выступали за ограничение монархии конституцией и проведение реформ.
Французскую революцию конца XVIII века Дестют де Траси принял с надеждой на либеральные перемены. Однако происходившие революционные события превзошли все ожидания, и де Траси после попытки возобновить военную службу постарался дистанцироваться и от роялистов, и от революционеров. В его большом особняке разместилось «общество идеологов».
В конце 1793 года де Траси был схвачен якобинцами, просидел в тюрьме почти год, ожидая приговора. Буквально за неделю до его вынесения произошел переворот, де Траси был спасен.
В 1796 году он был приглашен в только что учрежденный Национальный институт наук и искусств.
В 1798 году философ начал писать свою главную работу «Начала идеологии».
В первые годы консульства Наполеона у «идеологов» появляются надежды на осуществление их чаяний относительно ограничения монархии и проведения либеральных реформ. Но постепенно характер правления становился все более авторитарным, консул все меньше нуждался в посторонних советах. Среди тех, кто осмеливался возражать, был де Траси, это вызывало все большую ненависть Наполеона к идеологам. Ситуация еще более обострилась в 1812 году, после неудачной попытки переворота. Пост одного из министров в новом правительстве был приготовлен для де Траси. Наполеон тогда заявил, что причиной всех бед Франции являются «идеологи».
Де Траси оказался одним из политиков, известивших о смещении Наполеона, отказался ему присягать и служить в период Ста дней. Однако и в годы реставрации монархии находился в оппозиции, был демонстративным противником монархической реакции. Был одним из основателей «Общества друзей свободы печатного слова», направленного против цензуры.
10 марта 1836 года Дестют де Траси умер в Париже от инсульта.
Библиография
- «Основы идеологии» в 4т. (1800–1815).
- «Рассуждение о существовании и о гипотезах Мальбранша и Беркли об этом предмете» (1800).
- «Принципы логики или собрание фактов касательно человеческого разума» (1817).
- «Трактат о политической экономии» (1818) и т.д.
Что нового привнес Дестют де Траси в науку и практику
В своей главной работе «Элементы идеологии» де Траси дает определение идеологии как системы идей для восстановления единства наук, затрагиваются вопросы морали, желания, цель жизни и т.д.
- Мораль, по мнению философа, субъективна, объективного критерия добра и зла не существует.
- Желания человека соответствуют его нуждам.
Взгляды де Траси и других «идеологов» на справедливое государственное устройство выглядели следующим образом.
- Государство должно существовать в виде ограниченной монархии.
- Провести реформы Тюрго и Неккера: отмена привилегий дворянства и духовенства, отмена барщины у крестьян, уничтожение внутренних таможен и цеховых ограничений, облегчение цензуры, изменение отношения к протестантам, улучшение содержания осужденных и т.д.
- Переход от абсолютизма к конституционной форме правления должен происходить мягко и постепенно, с взаимными уступками и компромиссами.
- В этот период должно учитываться мнение монарха.
- Государство не должно вмешиваться в экономику.
- Буржуазия, особенно промышленная – полезный слой общества, который не только сам стремится к прибыли, но и дает возможность заработать наемным рабочим.
Де Траси был не только отвлеченным философом, он был активным политиком, который живо интересовался процессами, происходившими в обществе. Он воочию мог наблюдать, как происходит и к каким последствиям приводит революция, как человек, поднявшийся фактически из низов, становится монархом и тираном.