История права — Свод законов Российской Империи (ч.6)
Особо нужно сказать о том, какая судьба постигла Свод законов Российской Империи. После издания 1832 года в 1830-х годах было выпущено шесть продолжений.
Издание 1842 года существенно отличалось о ранее представленного. В него было включено свыше 52 тысяч статей (если с приложениями – почти 60 тысяч). Дополнения и изменения коснулись включения в издание новых законов, среди которых – общий наказ гражданским губернаторам (1837), устав о табачном акцизе (1838), а также акты, связанные с денежной реформой 1839 года. Свод законов 1842 года в 1843 – 1855 годах получил 19 Продолжений.
Отдельного упоминания достойно издание 1857 года, содержавшее уже почти 90 тысяч статей и применявшееся с 1 января 1860 года. В него были включены некоторые уставы и учреждения, отсутствовавшие в прежних изданиях. Ряд томов был разделён на полутома, вышедшие отдельными изданиями. Объём всего издания достиг 21 книги.
Была изменена система распространения юридических нововведений.
Так или иначе, но издание 1857 года оказалось последним полным переизданием Свода законов. В последующий период осуществлялась публикация только продолжений и неполных изданий (отдельных томов, отдельных уставов и учреждений). Исследователи по этому поводу замечают, что Свод с этого времени утратил исключительность как источник публикации нормативных актов. Дело в том, что с 1 января 1863 года начался периодический выпуск «Собрания узаконений и распоряжений правительства». В конце XIX века начата публикация полных неофициальных изданий Свода законов.
В ряду неполных изданий Свода, которые были опубликованы при Александре II, выделяется по своему значению издание 1876 года. Важность его определяется тем, что в него вошла большая часть законодательства, которое было издано в период так называемых «Великих реформ»: «Земское положение» 1864 года, «Городовое положение» 1870 года и «Общее учреждение общественного управления сельских обывателей». Раздел «Учреждения Общественные» пополнен «Учреждением судебных установлений» (1864). Новое место было отведено уставу о службе по выборам (он, в частности, регулировал дворянские выборы). Устав о рекрутской повинности заменён уставом о воинской повинности (1874). Значительному сокращению подвергся лесной устав.
В связи с проведением крестьянской реформы сопутствовавшие ей правовые акты перенесены в приложение к тому IX – «Положения о сельском состоянии», включившее в свой состав «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе крестьянами земельных угодий», «Положение о губернских и уездных учреждениях по крестьянским делам», «Положение о бывших государственных крестьянах».
Также нужно сказать и о существенной корректировке разделов тома IX, в которых рассматривался правовой статус сельских обывателей и так называемых «инородцев». Претерпел перемены и раздел о городских обывателях.
Появление новых судебных учреждений и внедрение нового порядка судопроизводства (и то, и другое связано с судебными уставами 1864 года) побудили существенно изменить содержание части 2 тома X: в неё включены новый Устав гражданского судопроизводства, а также законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских. С изданием «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1864) и пересмотром «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1866) были частично отменены, а частично изменены статьи устава о предупреждении и пресечении преступлений.
В часть вторую тома XV (прежде она считалась второй книгой тома XV) составители включили Устав уголовного судопроизводства и законы о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках.
Восшествие на престол нового российского императора Александра III, произошедшее в 1881 году, сопряжено с образованием Кодификационного отдела при Государственном совете, связанным с реорганизацией Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Внесённый Э.В. Фришем проект правил переиздания Свода законов был утверждён в ноябре 1885 года. Документ (впервые после эпохи М.М. Сперанского) предполагал включение в состав Свода отдельного тома для включения в него законов о судопроизводстве.
С деятельностью Кодификационного отдела в 1885 – 1893 годах непосредственно связано переиздание ряда томов Свода, включение в его состав реформированного Уложения о наказаниях, таможенного устава 1892 года, актов о денежной системе 1885 года, новой редакции устава общественного призрения, а также иных узаконений. Неслыханным доселе делом стала публикация учреждений о Военном и Морском министерствах.
В двухчастном XVI томе были собраны действовавшие в ту пору в Российской империи правила о судоустройстве и судопроизводстве, в том числе – судебные уставы Александра II, Положение о нотариальной части, ряд процессуальных законов, действовавших в отдельных губерниях. Подверглась изменению структура и других томов.
В 1893 году Кодификационный отдел влился в структуру Государственной канцелярии, утратив свой прежний статус. С 1894 года было образовано Отделение Свода законов на правах подразделения Государственной канцелярии. Исследователи отмечают, что таким образом статус его был понижен: какого-либо деятельного участия в работе кодификаторов со стороны монарха или даже Государственного совета более не требовалось.
Одной из наиболее ярких страниц деятельности Отделения Свода законов стало издание Сводного Продолжения 1906 года (хотя в его деятельности были и такие важные моменты, как подготовка Сводных Продолжений в 1895 и 1902 годах). Этот документ состоял из пяти частей и представлял собой наиболее объёмный (свыше 4 тысяч страниц) труд. Важно понимать, что не только внешний «антураж», но и содержание Сводного Продолжения существенно отличает его от иных аналогичных документов.
Российское законодательство претерпело изменения, поскольку речь шла о начале конституционной реформы, и включало в себя Основные государственные законы 1906 года. Были учреждены Государственная дума, Совет министров и т.д. Роль Сводного Продолжения заключалась в необходимости подытожить развитие прежнего законодательства (того, что было принято без участия Государственной думы), а также ввести в систему Свода те правовые акты, которые регулировали статус и правила деятельности новых политических и общественных институтов. При либеральном характере ряда новых законов (о печати, свободе собраний и союзов) государство не оставляло карательной практики по отношению к революционным выступлениям.
Важным видится момент: при кодификации законов 1905 – 1906 годов Отделением Свода законов впервые применена практика подробных примечаний. Другим значимым новшеством стало размещение правовых норм о свободах (доселе старое законодательство их и не предполагало) в довольно неожиданных для того местах.
Для кодификаторов характерна традиционная консервативная позиция. В частности, это выразилось в сохранении цензурных обязанностей и закрепление их за духовно-цензурными комитетами.
Издание Продолжений Свода законов было осуществлено и в последующий период (конкретно – в 1908, 1909 и 1910 годах). Были опубликованы, в частности, введённые в действие статьи Уголовного уложения 1903 года, переизданы Свод законов гражданских, судебные уставы, Учреждение Правительствующего Сената, Земское положение и ряд других важных документов. Новое Сводное Продолжение обнародовано в 1912 году. А в 1916 году был подготовлен последний опубликованный том Полного собрания законов Российской империи, в который включены были узаконения за 1913 год.
По-своему примечательно то, что деятельность Отделения Свода законов не была прекращена после падения самодержавия. Россия стала республикой, но Временное правительство сочло необходимым оставить действующей эту структуру. Ею осуществлялась подготовка к печати сборника указов и постановлений Временного правительства. А при издании книги «Учреждение Правительственного Сената» на титульном листе название издания выглядело куда скромнее прежнего – «Свод законов». Ибо Российская империя канула в Лету.
Временное правительство намеревалось передать Отделение Свода законов в состав Правительствующего Сената, для реализации замысла в сентябре 1917 года Отделение Свода законов Государственной канцелярии было реорганизовано и стало Кодификационным отделом при Правительствующем Сенате. На новую организацию возлагались функции разработки и издания Свода законов, Продолжений Свода законов, Полного собрания законов, подготовка законодательных предположений и ряд иных.
Волей истории Кодификационный отдел не сумел выполнить возложенных на него задач. После низложения Временного правительства и утверждения Совета народных комиссаров бывший Кодификационный отдел Сената был передан в ведение Наркомата юстиции. Его сотрудники были включены во вновь организованный Отдел законодательных предположений и кодификации Наркомюста. Задачей специалистов стала разработка законопроектов уже для другой власти – Советской.
Однако значение Свода законов в течение первого года существования нового государства было велико: в значительной мере применялись нормы старого права, поскольку не все правоотношения удавалось регулировать актами новой власти. Хотя такая практика ограничивалась, к примеру, Декретом о суде №1 (он принят Совнаркомом 22 ноября 1917 года). Применение старых норм права допускалось в той мере, в какой они не были «отменены революцией» и не противоречили «революционной совести и революционному правосознанию». В Декрете о суде №2 от 15 февраля 1918 года закреплялась необходимость осуществления судопроизводства по правилам судебных уставов 1864 года – в той части, в которой эти правила не были отменены декретами ВЦИК и СНК.
Прекращение действия Свода законов связано с Положением о народном суде РСФСР (принято ВЦИК 30 ноября 1918 года). Свод оставался действующим, да и то – временно, лишь на территориях, которые контролировали белогвардейские правительства в отдельных частях России, да в государствах Прибалтики – до их вхождения на правах республик в состав СССР.
Георгий Кулаков