Луи Пьер Альтюссер
Луи Пьер Альтюссер (1918-1990) — французский философ-марксист, писавший после разоблачения Никитой Хрущевым Иосифа Сталина и жестокого подавления Советским Союзом венгерской революции 1956 года. Эти два события заставили многих западных коммунистических лидеров и философов поставить под сомнение постулаты марксизма, и в то время как многие выбрали прочтение Маркса, направленное на восстановление его гуманистических корней, Альтюссер выбрал провокационную структуралистскую интерпретацию, преуменьшающую роль человеческого участия в истории.
Одним из центральных понятий в работах Альтюссера является идеология. В начале своей карьеры Альтюссер утверждал, что идеология равна «системе представлений», управляемая правилами, которые служат политическим целям. Идеология, по мнению Альтюссера, была делом бессознательным, неизбежным для господствующего класса. Но после публикации в 1970 году книги «Ленин и философия и другие эссе» Альтюссер радикально изменил свою позицию по идеологии. Луи Пьер рассматривал идеологию как неизбежность, утверждал: она реализуется в реальных действиях и поведении.
Ранняя жизнь и карьера
Альтюссер родился 16 октября 1918 года в Алжире, в семье матери-школьной учительницы и отца-лейтенанта, который в то время служил во французской армии. Из-за работы его отца семья переехала в Марсель в 1930 году. Альтюссер хорошо учился в школе и поступил в престижную школу под названием Лицей дю Парка. Луи Пьер начал испытывать влияние католических профессоров, в том числе философов Жана Гиттона и Жана Лакруа. Во время учебы в этой школе Альтюссер присоединился к католической молодежной группе. Не успел он поступить в Высшую нормальную школу в Париже, как в 1939 году его призвали в армию. Альтюссер и вся его артиллерия попали в плен в 1940 году, и остаток войны он провел в качестве военнопленного в Германии.
Большую часть своей академической жизни Альтюссер провел в качестве профессора философии. Во время пребывания в лагере для военнопленных Альтюссер имел возможность читать и развивать свои идеи о коммунизме. После окончания войны в 1945 году Альтюссер поступил в Высшую нормальную школу, чтобы подготовиться к сдаче экзамена, который дал бы ему право преподавать философию французским школьникам.
Он сдал экзамен в 1948 году и занял должность директора по учебной работе в Высшей нормальной школе, где помогал другим студентам. Начал преподавать философские курсы. Альтюссер работал со многими другими ключевыми французскими мыслителями, включая Пьера Бурдье и Мишеля Фуко. Он оставался в институте в течение 35 лет, проработав до конца 1980 года. Наряду с академической деятельностью, Альтюссер был видным членом и мыслителем Французской коммунистической партии.
Идеологические государственные аппараты (ИГА)
Альтюссер вводит понятие интерпелляции, известное как «приветствие». Идеологии «окликают», «приветствуют» людей, предлагают определенную идентичность, которую принимают как «естественную», «очевидную». Господствующий класс осуществляет власть над людьми, которая совершенно отличается от презренной силы. Согласно Альтюссеру, индивиды подвергаются интерпелляции со дня своего рождения или раньше: родители представляют себе роль и идентичность, которую примет их ребенок.
С помощью этой концепции интерпелляции Альтюссер подразумевает, что индивиду не присущ смысл. Нет никаких индивидов: есть только субъекты, которые появляются на свет, когда их приветствует или интерпеллирует идеология. Напротив, субъект существует только тогда, когда он или она признается специфическим образом, который имеет социальную структуру в качестве своего референта. Таким образом, субъект предшествует социальным силам, или «всегда уже интерпеллирован». Этот акт приветствия субъекта осуществляется тем, что Альтюссер называет «идеологическими государственными аппаратами» (ИГА). В то время как репрессивные государственные аппараты (РГА), такие как полиция и армия, функционируют в основном за счет репрессий, ИГА — это церкви, школы, семьи, религия и другие организации в частной сфере, которые функционируют в основном за счет идеологии. RSA проявляют себя редко, ISA — общепринятые черты общества. МСА укрепляют гегемонию господствующего класса, воспроизводя его доминирующую идеологию. По мнению Альтюссера, школа является особенно важным МСА, поскольку учителя владеют безраздельным вниманием своих учеников в якобы нейтральной среде, что делает содержание преподавания «очевидным».
Другие ученые, в частности британский историк Э.П. Томпсон, сильно критиковали Альтюссера за его якобы безличный структуралистский подход к Марксу. Однако, как бы ни оценивать его взгляды, его концепции интерпелляции и идеологических государственных аппаратов, возможно, лучше всего демонстрируют его структуралистское прочтение Маркса и его работу по систематизации Маркса в философскую структуру.
Альтюссер об идеологии
Основной интерес Луи Альтюссера был связан с понятием идеологии. В своих работах на эту тему автор подкрепил свою концепцию идеологии исследованиями Жака Лакана и Зигмунда Фрейда (1856-1939). Кроме того, он установил, что системы — это структуры, которые позволяют индивиду и коллективу иметь представление о Я. Эти системы функционируют как репрессивные агенты, однако они необходимы и неизбежны. Точно так же, по мнению Альтюссера, идеология не имеет собственной истории, поскольку она вечна. Это означает, что идеология будет существовать всегда; она действует как способ отношений между индивидами, составляющими общество. Другая характеристика идеологии заключается в том, что она существует только в сознании (она абстрактна)
Альтюссер об идеях Карла Маркса и эпистемологии
Альтюссер неоднократно заявлял, что марксистские идеи были неправильно поняты. Автор считал, что некоторые течения, такие как историзм и экономизм, неадекватно взаимопроникают с научной моделью, отстаиваемой Марксом в его работах, выполненных начиная с 1845 года. По этой причине, по мнению Альтюссера, произошел эпистемологический разрыв.
Достижения
Самыми важными работами Альтюссера являются «За Маркса» (1965), «Ленин и философия» (1969), а также его вклад в книгу эссе «Читая «Капитал»». Все они были популярны среди студентов-революционеров во время десятилетия социальных потрясений в 1966 году. Он преподавал в Высшей нормальной школе более 30 лет, никогда не позволяя своим идеологическим убеждениям вмешиваться в его профессиональную жизнь, и в то же время оказал влияние на целое поколение французских философов и мыслителей. Среди его студентов были Ален Бадью, Пьер Бурдье, Мишель Фуко, Жак Деррида и Мишель Серр.
Политика
В студенческие годы в Высшей нормальной школе Альтюссер симпатизировал левому движению, но официально в партию не вступал. Он также не отошел от религии, вместо этого он пытался синтезировать христианские и марксистские мысли. Альтюссер вступил во Французскую коммунистическую партию в 1948 году, в то время, когда другие, такие как Морис Мерло-Понти, теряли симпатии к партии. Хотя он не преподавал марксизм в классе и не публиковал никаких работ на эту тему с 1953 по 1960 год, в остальном он был очень активен, открыв Cercle Politzer, марксистскую учебную группу в Высшей нормальной школе. Он также был активным участником Движения за мир.
Луи Пьер Альтюссер и его взгляды
Альтюссер пытался примирить взгляды французского структурализма с марксизмом, отрицая главную роль индивидуального субъекта перед лицом исторически разворачивающихся социальных структур. Мысль Альтюссера развивалась на протяжении всей его жизни. Она была предметом споров и дебатов, особенно в рамках марксизма и конкретно в отношении его теории знания (эпистемологии).
В то время как многие марксисты искали более «гуманную» альтернативу тоталитаризму, разворачивающемуся в Советском Союзе, и способ разрешить раскол, вызванный китайской революцией, Альтюссер, взяв противоположный путь, предложил чисто научный подход, который он приписывал Марксу в работе «За Маркса» (1970). В «Чтении «Капитала» и в «Ленине и философии и других эссе» (1971) он стремился к объективному описанию того, как тотальное общество работает от технологического верха вниз, порождая классы, которые управляют обществом и выполняют его работу. В последнем сборнике он описал, как такая структура действует через языки, на которых мы говорим. Они, по его словам, имеют тенденцию прививать людям их чувство реальности, их самих и их социальных ролей, все в интересах увековечивания порядка данного общества: это контролирующее мысли использование языка, называемое «идеологией».