Клерикализм
Определение клерикализма
Клерикализм (от латинского «clericalis», что означает «духовный», «церковный») это политическая философия, которая ставит религию в центр всех общественных и политических отношений.
Как форма правления, клерикализм подразумевает наличие сильного влияния на государственную власть и общество, оказываемого религией и церковными иерархиями. Клерикализм обычно связывается с религиозной приверженностью политических элит, а также с попытками церкви кардинально контролировать государственную власть и общественную жизнь. Клерикализм направлен на установление религиозных ценностей в качестве основы жизни общества.
Научное определение клерикализма предполагает, что это своеобразный тип политической системы, в которой религия, церковные иерархии, а также церковные власти имеют определяющий, а иногда и господствующий голос в политических, социальных и культурных вопросах.
Клерикализм может проявляться в форме теократии – когда религиозный лидер или духовенство непосредственно управляют государством. Однако, между данными понятиями нельзя поставить знак тождества. Теократия и клерикализм имеют общее направление в отношении роли религии в жизни государства и общества. Однако в теократии акцент делается на верховной власти религиозного лидерства, а в клерикализме — на влиянии церкви в общественной жизни.
Клерикализм и его признаки
- Уклонение от рационального мышления и релятивизма. Клерикализм предполагает абсолютную истину, которая выражается в форме догматов и вероучений, а также отрицание важности логического и критического мышления.
- Авторитарность и нетерпимость. Клерикализм обычно подразумевает строгую иерархию, в которой мнение верховного духовного авторитета принимается без вопросов. Также часто встречается отрицание демократических принципов и нетерпимость к другим религиозным и культурным традициям.
- Мистификация и сверхъестественное. Клерикализм предполагает обращение к сверхъестественным явлениям, которые описываются в терминах мистики и сакральности. Это может включать использование символики, ритуалов и обрядов, которые обычно сопровождаются каноническими формулами и часто не имеют рационального объяснения.
- Морализм и превращение религии в инструмент политической борьбы. Клерикализм может сводиться к поверхностному морализму и искажению основных учений религии в интересах политической борьбы. Он может стать способом контроля за поведением верующих, противостояния другим религиям и культурным традициям, а также манипулирования массами.
- Массовость и конформизм. Клерикализм иногда связывается с массовым движением, в котором члены религиозной организации должны показывать свою приверженность определенным принципам и обрядам. Это может привести к конформизму и уменьшению индивидуальной свободы мысли и действия.
Клерикализм и его виды
- Религиозный — это форма клерикализма, которая основана на укреплении идей и принципов, связанных с религиозной верой. Он может присутствовать в различных религиозных организациях (церкви, мечети, синагоги и т.д.).
- Политический — это форма клерикализма, которая используется для укрепления политической власти и влияния на население. Он может быть организован как теократическое государство, где религиозные лидеры играют роль главного элемента управления.
- Культурный — это форма клерикализма, которая используется для охраны и сохранения определенной культурной идентичности общества. В этом случае религиозные символы и обряды могут использоваться для сохранения культурных традиций и национальных особенностей.
- Консервативный — это форма клерикализма, которая противостоит современным формам общественного развития и укрепляет традиционные принципы и религиозные традиции. В этом случае, культурная чистота и патриотизм считаются ключевыми элементами религиозной идентичности.
- Либеральный — это форма клерикализма, которая приветствует толерантность и свободу совести, не отвергая при этом ассертивную религиозность. Это взгляд, что религиозность не противоречит современным идеям свободы и равенства.
Структура клерикального государства
Структура клерикального государства может быть похожей на структуру теократического государства, где власть принадлежит не только религиозным деятелям, но и правящим политикам.
Структуры клерикального государства может включать следующие элементы:
- религиозные организации и их представители, которые оказывают значительное влияние на управление государством;
- глава государства или правитель, который может быть религиозным лидером или назначенным им представителем;
- религиозная система законодательства, которая имеет большое влияние на политику, экономику и социальную жизнь граждан;
- конституция или законы, которые могут быть привязаны к религиозным установкам и принципам;
- религиозные и правительственные органы, обеспечивающие контроль за нравственностью и поведением граждан;
- экономическая и социальная политика, которая может быть привязана к религиозным установкам и принципам;
- обряды, ритуалы и праздники, которые могут быть важной частью религиозной и культурной жизни государства.
Клерикализм в философии
Философские подходы и идеи, связанные с клерикализмом можно условно подразделить на две категории: выступающие в поддержку клерикализма и всецело осуждающие данное явление.
Среди мыслителей, отстаивающих идеи клерикализма, следует упомянуть средневекового философа и теолога Фому Аквинского, который развил концепции Бога, основываясь на аристотелевском понимании Сущего. Он верил, что Бог существует и является совершенным существом, первопричиной всего сущего, в котором заключены все прекрасные свойства. Аквинский считал, что идеальное государство должно быть основано на законе Божием и естественном праве. Он верил, что правительство должно мыслить не только об экономических и политических интересах, но также и о духовном благополучии населения.
Клерикализм – это система взглядов, получившая значительное распространение в эпоху Средневековья. Со временем ее значимость постепенно уменьшалась, уступая место идеям светскости. Так, например, Вольтер называл клерикализм «источником всех заблуждений и фанатизма, которые приводят к насилию и кровопролитию». Бернард Шоу считал, что «клерикализм — это зло, которое рождается в душе тех, кто желает контролировать и манипулировать людьми».