Уроки истории: религиозная толерантность и религиозные конфликты

На первый взгляд постановка вопроса о религиозных отношениях и таких явлениях как религиозная толерантность и религиозные конфликты в сегодняшних условиях, когда жизнь заставила человечество решать задачи выживаемости, кажется несвоевременной. Но историки отмечают: при крутых поворотах истории, к которым можно отнести и пандемию, зачастую происходит ухудшение в межрелигиозных отношениях.

В 2008 году Национальный совет по разведке США выпустил доклад «Глобальные тенденции-2025: изменяющийся мир». Авторы доклада предупредили, что в случае замедления темпов экономического роста или при глобальных климатических изменениях, которые обострят борьбу за водные ресурсы и источники энергии, XXI век станет эпохой религиозных войн и возрастания в политике роли религиозных организаций.

Экономические трудности налицо: по прогнозу ООН в 2021 году у населения 20 стран мира возникнут проблемы с продовольствием, а в таких странах Африки и Азии как Буркина-Фасо, Нигерия, Южный Судан и Йемен может возникнуть катастрофический голод. В июне 2020 года Русская служба ВВС сообщила: «Уже сейчас на грани голодной смерти находится более миллиона человек в десяти странах, при самом худшем сценарии голод поразит три десятка стран». Как изменились в этой ситуации межрелигиозные отношения в странах? Могут ли конфликты в религиозной сфере в отдельных странах затронуть весь мир, в том числе Россию? Как можно противостоять обострению межрелигиозной розни: с помощью межконфессиональной толерантности или, наоборот, отстаивая позиции своей религии и культивируя интолерантность и нетерпимость к проявлению иных религиозных взглядов? Попытаемся найти ответы в истории.

Религиозная толерантность в современном мире

По информации «The Guardian» в 2018 году число верующих или идентифицирующих себя с той или иной религией по всему миру достигло 84%; по прогнозам число верующих к 2050 году вырастет до 87%. Самое большое число верующих составляют последователи христианства (32%), затем идут приверженцы ислама (24%) и индуизма (15%). 7% населения земли исповедуют буддизм, цифра в 5,5% объединяет последователей религий Китая. По темпам роста числа приверженцев на первом месте находится ислам. В 27 странах ислам является государственной религией.

В России по данным ЮНЕСКО 2011 года около 40% населения страны считают себя православными христианами; около 13 % – мусульманами. 1% населения относится к католикам и протестантам, примерно по 0,7% – к буддистам и иудаистам.

Межрелигиозные отношения с давних времен являются залогом стабильности в государстве. Но анализ современной межконфессиональной ситуации и прогнозы в этой области настораживают. Усиление религиозной вражды в той или иной форме зафиксировано в Иране и Судане, Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке и на Кавказе. В основе 40 % гражданских войн, идущих на планете, лежат религиозные мотивы (полвека назад эта цифра не превышала 25%).

Понятия «религиозная толерантность» и «религиозная интолерантность»

В религиозной сфере «толерантность» означает уважительное отношение к иным взглядам и позициям, готовность признать право на существование иных религиозных взглядов. Соответственно, «интолерантность» (нетолерантность, нонтолерантность) проявляется в недружественном или враждебном отношении к чужим взглядам – именно такая позиция становится причиной религиозных конфликтов, в том числе, вооруженных.

Некоторые нюансы отличают понятия «толерантность» и «терпимость». Быть терпимым означает не противиться неприятным взглядам, идеям, обстоятельствам. Русское слово «терпимость» было заменено английским термином «толерантность» в 1990-х годах; в настоящее время наблюдается тенденция к вытеснению иностранного слова «толерантность» традиционным словом «терпимость» или к их использованию как синонимов. Будем использовать эти термины как взаимозаменяемые.

Для выяснения сути религиозной толерантности, начнем с религиозных учений: являются ли они толерантными? Отдельно взятыми цитатами из священных писаний можно подтвердить и миролюбие религии, и ее нетерпимость по отношению к иной вере. В качестве примеров приведем цитаты из христианского и мусульманского вероучений.

О миролюбии

«Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему», «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (христианство);

«Не сейте зла (не разрушайте) на земле после ее благоустройства» (ислам).

О нетерпимости религий

«Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч» (христианство);

«И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху» (ислам).

Нетерпимость можно увидеть во всех монотеистических религиях, которые претендуют на свою исключительность и монополию на истинность. Например, в иудаизме Моисей так передает слова бога евреям: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов». Более того, различные ветви одной религии отрицают истинность веры друг друга.

Проявления религиозной нетерпимости наблюдались с древних времен: римляне преследовали ранних христиан, христиане – язычников, мусульмане расправлялись с язычниками и отклонившимися от веры, буддисты преследовались синтоистами и т.д. Следовательно, потенциал религиозного конфликта заложен с самого начала появления религий, которые в данных примерах выступили в роли разъединительного фактора в обществах. Именно эти положения используются религиозными фанатиками и экстремистами.

В России не было религиозных войн, но нетерпимость к представителям иной религии, провоцируемая властями, проявлялась, например, во время невероятно жестоких еврейских погромов в конце XIX – XX вв.

Религия и политика

Религиозные конфликты возникают не на пустом месте, часто их причины лежат в экономической, политической или социальной сфере; конфликты политизируются, вовлекаются в социальное или политическое противоборство. Религиозные мотивы могут использоваться политиками для достижения своих целей. Примерами могут послужить крестовые походы или Тридцатилетняя война в Европе в XVII веке, начавшаяся как конфликт между католиками и протестантами.

В наше время религия и политика часто сливаются, действуют совместно. По учению ислама государство неотделимо от религии. Религиозный фактор активно используется запрещенной в России организации Исламского государства, хотя в основе создания этого движения лежат политические интересы, а не следование постулатам традиционного ислама.

Примером слияния христианства и политики может служить движение «теологии освобождения», зародившееся в Латинской Америке в 1970-80-е годы. Ее идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа) призывали верующих участвовать в политической борьбе, так как политика и вера должны быть едиными.

Современность дала нам много примеров религиозных столкновений, в основе которых лежат политические мотивы: война в Сирии началась как конфликт между различными течениями ислама: суннитами, с одной стороны, и лагерем алавитов и шиитов, с другой; но ее главной причиной явилась борьба за власть.

В XXI веке конфликты на религиозной почве не ушли в прошлое, они продолжаются и набирают силу. По-прежнему религиозный фактор играет большую роль в странах Ближнего Востока, Африки и Азии. На Ближнем Востоке более полувека длится арабо-израильский конфликт, в котором политические проблемы переплелись с религиозными взглядами евреев и арабов по поводу принадлежности Иудеи и Галилеи и статуса Иерусалима. Не прекращаются конфликты между язычниками, христианами и мусульманами в самой большой стране Африки, в Нигерии. Одним из самых взрывоопасных мест в мире стало государство Буркина-Фасо, где действуют группы радикальных исламистов, нападающих на местные племена. В Судане борются между собой мусульмане, христиане и язычники. А в Уганде к хаосу привела деятельность христианских террористических групп.

В Южной и Юго-Восточной Азии годами длится противостояние между представителями различных религий, ведущих к кровопролитию: в Индии сталкиваются представители индуизма, христианства и ислама, в Индонезии – христиане и мусульмане. В Шри-Ланке с небольшими перемириями с 1983 года продолжаются столкновения между сингалами (буддистами) и тамилами (индуистами).

В Европе «черным лебедем» стали внутрирелигиозные распри на Украине. В Белоруссии проявился конфликт протестантов с православной церковью.

В Западной Европе распространяется исламофобия или боязнь ислама, в результате чего представители разных религий сторонятся друг друга или открыто проявляют свою враждебность. Обостряется антисемитизм: по информации ОБСЕ и Яд-ва-Шем, музея Холокоста в Иерусалиме, в некоторых странах участились нападения на еврейские школы, все чаще ученики-евреи подвергаются оскорблениям и нападениям в классе или вне школы.

Пандемия и обострение религиозной ситуации

Борьба с всемирной эпидемией, к сожалению, не сплотила народы и государства, а привела к новым обострениям, в том числе, в религиозной сфере. Оживились «спящие ячейки» радикальных исламистских группировок: члены «Боко Харам» в Африке воспользовались тем, что мир был поглощен борьбой с болезнью, и совершили кровопролитные нападения сразу на несколько стран: Чад, Мали, Нигер, Мавританию и Буркина-Фасо. Возобновились атаки радикальных исламистских группировок в Сирии и Ираке. Пандемия дала новые поводы для атак: в Сомали исламисты обвинили христиан в распространении коронавируса и жестоко расправились с ними; в Индии, наоборот, в распространении вируса обвинили мусульман, в результате чего было совершены нападения на последователей ислама. Угрозы по этой же причине получали и мусульмане в Мьянме.

Гонения на христиан в мире стали более ожесточенными. По сообщениям организации «Open Doors» (христианской правозащитной организации) в 2021 году число христиан, убитых за веру, увеличилась на 60% по сравнению с 2020 годом. Большинство из них (4761 человек) приняли мученическую смерть в странах Африки. Участились случаи нападений израильскими экстремистами на христианские церкви в Иерусалиме.

Отдельные случаи религиозного противостояния зафиксированы в странах ближнего зарубежья: в январе этого года в селе Букнари в Грузии вспыхнул конфликт между представителями христианской и мусульманской общин из-за решения мусульман обустроить молельню в частном доме – для разрешения конфликта были привлечены правоохранительные органы. Во время обострения армяно-азербайджанского конфликта особую обиду, задевающую чувство национального самосознания, вызывали случаи разрушения религиозных святынь.

Религиозная толерантность: примеры из истории

 На протяжении всей человеческой истории не прекращался поиск точек соприкосновения между различными религиями и возможности установления контакта между ними. Примеры из разных периодов истории показывают, как можно достичь успеха. Во время правления царя Ашока на территории Индии (III в. до н.э.) для предотвращения религиозных распрей был отлажен механизм межрелигиозных диспутов, когда представители многих религиозных групп садились за стол переговоров.

В исламском государстве с центром в Медине, основанным пророком Мухаммедом в VII веке, «люди книги», к которым относились христиане, иудеи и зороастрийцы, могли свободно исповедовать свои религии и во внутренних делах подчиняться своим собственным религиозным законам и лидерам. Обращение в ислам было делом выбора.

В Китае времен династии Сун (10-13вв.) была провозглашена политика «единства трех вер» – буддизма, даосизма, конфуцианства.

Монголы, в XIII веке покорившие значительную часть Евразии, относились толерантно к религиям народов на завоеванных территориях.

В империи Великих Моголов (Индия) император Акбар в конце 16-начале 17 вв. призвал ученых – представителей индуизма, ислама, буддизма, зороастризма, иудаизма и христианства к установлению постоянных контактов и проведения дискуссий на религиозно-духовные темы. Встречи ученых, на которых присутствовал император Акбар, продолжались не менее четырех лет.

Япония времен сегуната пыталась регулировать отношения между религиозными группами, принадлежавших к буддистам, синтоистам, христианам на основе контактов между ними.

В Османской империи разрешалась деятельность немусульманских религиозных общин; государство и мусульмане терпимо относились к религиозным ценностям немусульман – это обеспечило мирное сосуществование представителей различных религий в Османском государстве.

Практика совместных молений в периоды кризисов имела место во все времена; иногда религиозные культовые сооружения использовались для молитв представителями разных религий. Отмечено, например, что во время войны в Персидском заливе в 1990- е годы в различных местах проводились моления мусульман, христиан и иудеев, вместе стоящих перед богом и вместе молящих его о мире.

Таким образом, основным инструментом в решении межрелигиозных вопросов всегда лежал диалог; инициатива совместных действий могла исходить как от правителей, так и от самих верующих.

Как предотвращают религиозные конфликты: начало 2021 года

Используются такие же инструменты, как и в предшествующие века. Инициатива может исходить от правительства: в Судане приняли новую конституцию, гарантирующую свободу религии, и отказались считать ислам государственной религией. В ОАЭ в следующем году планируют открыть храм трех авраамических религий: ислама, христианства и иудаизма.

Храм всех религий в Казани
В Казани с 1994 года строится Храм всех религий, в настоящее время включающий православную церковь, мусульманскую мечеть, иудейскую синагогу, пагоду, всего планируется возвести элементы 16 религий – прим. ред.

Делают шаги навстречу друг другу верующие. В Камеруне мусульмане и христиане объединились в «группы бдительности», охраняющие от нападения экстремистов мечети и церкви. Совместное патрулирование организовано в Нигерии. В Ираке мусульманские добровольцы восстанавливают церкви и жилища христиан, призывая их вернуться домой.

После сообщений о преследовании христиан на Ближнем Востоке резко возросла деятельность христианских благотворительных организаций, нацеленная на оказание помощи пострадавшим. Религиозная толерантность, возможно, победит.

Религиозная толерантность в мире и России

Данные по межрелигиозной ситуации в России относительно благополучные: в 2015 году возможные конфликты на религиозной почве беспокоили только 6% россиян (Левада-центр). Но при кажущейся отдаленности религиозных столкновений в других странах в условиях глобализации, хотя и пошатнувшейся, они могут задеть и Россию. Для религиозного экстремизма границ не существует, его ячейки имеются и в нашей стране, его эмиссары постоянно ведут свою пропагандистскую деятельность.

Ухудшение межрелигиозной ситуации и ситуации с таким явлением как религиозная толерантность в любом уголке мира может сказаться на обострении международной ситуации, затрагивающей Россию: может возрасти число беженцев и усилится опасность распространения эпидемий. При обострении индо-пакистанских отношений угроза будет исходить от ядерных стран, что может стать триггером для эскалации особо опасного международного конфликта. Стремления РФ усадить противоборствующие стороны за стол переговоров, как в случае армяно-азербайджанского конфликта, кажутся единственно верным решением.

В 1990-х годах известный политолог С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» заявил, что религиозный фактор приведет к столкновению культур или цивилизаций, в основном, по линии разлома «христианство-ислам» и приведет ситуацию с таким явлением как религиозная толерантность к . В качестве примера он привел войну в Чечне и посоветовал России последовать примеру Кемаля Ататюрка, развалившего Оттоманскую империю. Хантингтона предупреждал о возможной эскалации конфликтов в России и призывал стремиться к тому «чтобы Россия была русской, а не гоняться за обветшалой мечтой о многоэтнической империи, включающей в себя многие цивилизации». Прогноз политолога оказался ошибочным: Россия не развалилась из-за межрелигиозных распрей и сохранила многоэтничность и многоконфессиональность.

Король Иордании Абдалла II в одном из своих выступлений сказал, что современные конфликты на деле являются третьей мировой войной, которая «идет в наших душах и умах, и в этой войне мы должны объединиться». История показывает, что объединяться нужно как в противостоянии религиозным экстремистским взглядам, так и в формировании уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным течениям и такого явления как религиозная толерантность. Эти установки должны проявляться на всех уровнях: правительственном, политическом, религиозном, общественном; они должны стать частью образовательных программ и информационной политики. Пока же исследования показывают, что уровень религиозной и национальной интолерантности (нетерпимости) российской молодежи доходит до 35%, а нетерпимо относятся к бракам с человеком другой национальности 56% мусульман и 52% православных. Все ли поняли предупреждения истории?

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности