Лао-цзы – дао и даосизм

Лао-цзы и дао

Основоположником даосизма, 1-го из более авторитетных школ древнекитайской философии (религиозной, общественно-политической), считают Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.).

Его взоры указаны в творении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

В различие от традиционных религиозных истолкований дао в качестве проявления «божественной воли» Лао-цзы охарактеризовывает Дао как независящий от высшего разума природный ход вещей, природный закон. Дао описывает законы высших сил, природы и людей. Оно означает высочайшую добродетель и природную справедливость. Для дао все одинаковы – и люди, и высшие существа.

Все недочеты культуры того времени, политическая, экономическая и социальная стратификация людей, бедственное состояние населения и т. д. Лао-цзы называет отклонением от настоящего дао.

В знак протеста против имеющегося порядка вещей, он все собственные надежды переносит на самопроизвольное действие дао, коему приписывается способность автоматически восстанавливать справедливый порядок. «Небесное дао, — заявлял он, — напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает избыточное и отдает отнятое тому, кто в нем имеет необходимость. Небесное дао отбирает у состоятельных и дает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао напротив. Оно отбирает у бедных и отдает состоятельным то, что отняли».

Даосизм как бездействие

В таком толковании дао выступает как своеобразное природное право. Значимое место в даосизме отводится идее бездействия, воздержанию от активной деятельности. Бездействие выступает в данном учении как порицание антинародных действий власти и состоятельных, как лозунг остеречься от притеснений народа, не трогать его. «Ежели дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты… Все это именуется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао… Люд голодает потому, что власти берут очень много налогов… Тяжело править народом потому, что власти очень деятельны».

Всё противоестественное (достижения цивилизации, искусственные порядки в сфере управления, права и т. п.), по даосизму — отклонение от дао и ошибка. Воздействие природного вообще (в том числе и естественного права) на социальную и политико-правовую жизнь в целом, по предоставленной концепции, является реализацией дао, которое должно должно реализовываться как отказ от достижений цивилизации и возвращение к природному порядку, нежели дальнейшее совершенствование сообщества, страны и законов на базе и с учетом каких-то положительных требований дао.

Грубо осуждал Лао-цзы каждого рода принуждение, войны, армию. «В каком месте посетила армия, — говорил он, — там растут терновые колючие кусты. Голодные годы идут после больших военных противостояний… Победу надлежит отмечать похоронной процессией».

Но хвалимое даосизмом бездействие значило и идею пассивности. Даосистскому отказу от культуры и достижений цивилизации присущи черты консерватизма. Отворачиваясь от прогресса, Лао-цзы делал призывы к традиционной простоте прошлых лет, существованию в небольших, не сообщающихся между собой поселениях, отказу от грамотности, любых инструментов и всего нового.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять