Брахманизм
Брахманизм — политико-правовая философия древней Индии сложилась под воздействием мифов и религии. С сим увязан и особый статус, которым на протяжении истории обладали жрецы (брахманы) во всех сферах жизни древнеиндийского общества. Основные идеи древнеиндийской мысли зафиксированы в памятнике II тысячелетия до н. э., называемых Ведами (санскритское понятие «веды» значит «знание»). В Ведах рассказывается о дроблении населения на 4 варны (сословия) созданные богами из специального материала — Пуруши (мирового тела и духа): «…брахманом стали его губы, руки — кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног появился шудра».
Вселенский закон, в соответствии с таковым религиозным верованием, описывает конституцию (здание) общества, состояние, роль, место разных варн (сословий), статус выходцев из данных варн.
Выходцы из всех раннеиндийских варн обладали свободой, так как рабы пребывали за пределами варн, но варны и выходцы из них обладали разным набором прав: две 1-ые варны (брахманов/жрецов и кшатриев/воинов) были главенствующими, а две другие (вайшии, включавшие фермеров, ремесленников, купцов; шудры, состоявшие из вольных низов) — подчинялись.
Брахманизм развивается и уточняется в известном труде древнеиндийской идеи — Упанишадах, происхождение которых относится к IX—VI вв. до н. э.
Дхарма
Все варны и выходцы из них имеют обязанность, согласно Ведам и Упанишадам, следовать священно установленной для них дхарме (дхамме) — закону, традиции и правилу поведения. При этом главенствующее состояние брахманов в обществе и вертикале власти предопределяло еще и управляющее значение брахманистских истолкований общественного и политико-правового значения дхармы употребительно к выходцам из разных варн.
Брахманизмом пронизаны бессчетные дхармасутры и дхармашастры — кодексы и источники права, которые формировались разными брахманистскими школами.
Законы Ману
Приблизительно ко II в. до н. э. относится письменное закрепление на базе старых источников знаменитого политико-правового труда — Законов Ману.
В Законах Ману указываются и конкретизируются соответствующие нормы Вед и Упанишад о дроблении сообщества на варны, их неравном статусе, др. Особенное место отдается обоснованию управляющего положения брахманов и специальному характеру их прав в установлении, объяснении и охраны дхармы: «Само появление брахмана — постоянное олицетворение дхармы… Так как брамин, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как властелин всех созданий. Все, что есть в мире, это собственность брахмана; вследствие преимущества рождения, именно брамин обладает право на все это».
Стоит отметить, что при собственном высочайшем и даже священном статусе правитель, по «Законам Ману», обязан почитать брахманов, руководствоваться их указаниям и инструкциям, обучаться у них познанию Вед и «начальному искусству управления». Основное предназначение царя (совместно с его прислугой) — быть своеобразным охранником стратифицированной системы сословий и всех, кто надлежит свойственной им дхарме.
Значимая роль в «Законах Ману» отводится воздаянию и каре. Возмездие (данда) в своем земном виде практически значит дубину. Конкретно в данном случае возмездие описывает значение «искусства управления» — данданити, значащего «управление дубиной». Законы Ману содержат реальный панегирик наказанию как выраженной дхарме и охранителю живущих на земле созданий, богов и людей: «Возмездие — правитель, оно — муж, оно — главарь и это же — мучитель… Если бы правитель никак не пользовался постоянно Возмездием на нарушителей, наиболее сильные изжарили бы слабеньких, как рыбу на вертеле… никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир покоряется (лишь) средством Воздаяния… Все варны перемешались бы, все преграды были бы сокрушены, и вышло бы недовольство всего народа от колебания в (наложении) Воздаянии. Где идет темное, красноглазое Возмездие, истребляющее законопреступников, там подданные никак не противятся, ежели главарь отлично следит».
Неравный статус выходцев из разных варн включает и их неравенство пред лицом закона в вопросах правонарушения и возмездия. Особенными преимуществами пользовались брахманы. Применяя представления о реинкарнации, Законы Ману наравне с земными наказаниями предугадывают и расправы после смерти, которые ждут нарушителей дхармы.