Сергей Кара-Мурза
Сергей Кара-Мурза (Сергей Георгиевич Кара-Мурза) – химик, политолог, теоретик науки, философ, автор исторических работ, публицист, симпатизирующий СССР.
Семья
23 января 1939 года в Москве в семье профессора Георгия Кара-Мурзы родился сын Сергей. Георгий Сергеевич был советским историком-синологом, автором трудов по истории Китая.
Он в совершенстве владел китайским языком, превосходно играл на гитаре и пел. В 29 лет стал профессором Московского института востоковедения, а через 4 года – профессором МГУ и старшим научным сотрудником ИИАН СССР.
В годы ВОВ Георгий С. ушел добровольцем на фронт, с войны он больше не вернулся, погиб в последний год войны. В 1945 году во время освобождения Северо-Восточного Китая самолет, на котором он летел, разбился.
Семья профессора была эвакуирована в Среднюю Азию.
В 1961 г. Сергей окончил МГУ по специальности “химия”. Через 5 лет он был командирован на Кубу, где трудился по специальности вплоть до 1972 года.
В 1983 году состоялась защита диссертации по истории науки и техники, а в 1988 году он получил звание профессора.
Сергей Георгиевич преподавал в России, читал лекции в Испании и в университете Сарагосы.
Он написал ряд научных монографий, книги по политологии, множество статей по химии, истории и методологии науки.
Сергей Кара-Мурза и родственники
В российском медиапространстве целых четыре персоны носят фамилию Кара-Мурза. И все они – родственники. Сергей Георгиевич приходится двоюродным братом политологу Алексею Алексеевичу Кара-Мурзе и телеведущему Владимиру Кара-Мурзе, а также – дядей журналисту и политику Владимиру мл. Кара-Мурзе.
Общественная позиция
Сергей Кара-Мурза тепло относится к советскому прошлому, с юмором и ностальгией применяет уничижительный термин “совок” в положительном контексте, называя так самого себя. Он неизменно поддерживает президента России, по его мнению, В.В. Путин стал “символом страны” и вписал свое достойное имя в историю России.
Серьезную опасность политолог видит в оранжевых революциях и аккуратно спорит с отечественными либералами.
Интересную характеристику Сергею Кара-Мурзе дал писатель Захар Прилепин.
По словам Прилепина, в четверке родственных Кара-Мурза, трое – либералы и лишь один Сергей Кара-Мурза – антилиберал, но зато какой! В дискуссиях он замечательно использует статистику, графику и опирается на большую доказательную базу. При чем постоянно привлекает на свою сторону великих русских мыслителей. С.Г. выписывает высказывания “прорабов перестройки” из молодой русской демократии и спокойно доказывает, что “разум они потеряли”.
Среди этих потерявших рассудок он называет Андрея Сахарова, Искандера, Михаила Горбачева и Яковлева.
Не согласен С.Г. бывает и с академиком Лихачевым. Тот как-то сказал, что “испокон веков интеллигенция на Руси была эталоном нравственности”.
Кара-Мурза резонно парирует – не было на Руси никакой интеллигенции. Она появилась в 19 веке и уж точно не являлась каким-то надуманным “эталоном”, поскольку всегда это сословие отличали “больная совесть” и всяческие метания.
Сергея Кара-Мурзу не любят либералы, а он взял и занял 14-ое место в рейтинге мыслителей по мнению издания “Интеллектуальная Россия”. Между тем, либеральные родственники в этом списке далеко от него отстают.
Сергей Кара-Мурза: мысли сегодня
В самом начале 2000-ых вышла книга “Советская цивилизация”. В недавнем интервью автор пояснил, с какой целью ее написал: он хочет донести до молодежи образ великой цивилизации, не дать ее забыть.
Политолог рассказывает, что главным в СССР, наверное, была солидарность. Он был маленьким, когда семью эвакуировали в Казахстан, но до сих пор помнит это бережное чувство людей друг к другу. Когда играешь во дворе и упал – все бегут к тебе, незнакомые люди бросаются на помощь и ведут к врачу, который не только ушиб йодом, а не отпустит, пока все косточки не вылечит.
Или проходит по улице женщина, начинает плакать – война же, может что у нее стряслось – так опять сбегаются прохожие, утешают, обнимают.
Сопричастность и солидарность Сергей Кара-Мурза считает столпами российского общества, гарантом человечности. Ведь для существования успешной рыночной экономики нужно именно это – вырвать из человека его врожденные инстинкты сострадания, превратить в новый биологический вид, о котором говорил Ницше, сверхчеловека, находящегося по ту сторону добра и зла. И те, кому это удастся, окажутся в пресловутом “золотом миллиарде”.
В последних своих публикациях (после начала российской спецоперации на Украине) политолог пишет о российской армии – плоть от плоти народа и изуверствах среди укронацистов. Он вновь акцентирует внимание на исторических примерах, где сильные культурные кризисы происходили вследствие культурной травмы.