Итак, я бы хотел поговорить о сериале, который посмотрел буквально недели полторы назад. Называется «Ненастье» по одноименному роману Алексея Иванова. С указанным автором по книжным произведениям я незнаком. Но, однако, смотрел его еще одну экранизацию, которая называлась «Географ глобус пропил», тоже одноименную.
Внимание! Сейчас будут спойлеры. Советую сначала познакомиться с сериалом или романом, чтобы порассуждать со мной о проблемах, которые раскрываются.
Транслировался сериал Ненастье по телеканалу Россия 1 и имело 11 серий и рассказывало нам о ветеранах афганской войны. Главный герой Герман Неволин по кличке «Немец», под конец декабря 1999 года, работав водителем инкассаторской машины, совершает ее ограбление. Далее, скрываясь в поселке Ненастье у вымышленного города Батуев, предается воспоминаниям — знакомство со вторым главным героем, а я думаю, что это именно второй главный герой, Сергеем Лихолетовым (по кличке Лихолет) в Афганистане, приезд в Батуев и вступление в полукриминальную структуру Коминтерн, которую организовал этот самый Лихолет, работа в этой структуре вплоть до основных событий сериала — ограбления инкассаторской машины.
С точки зрения сценария и режиссуры, актерской игры стоит сказать, что, во-первых, в этом произведении практически нет ляпов. Композиции собраны так, что заставляю поностальгировать по временам, в которых действие сериала происходит. Передачи по телевизору, какие-то вещи, музыка, другие ярлыки эпохи. Соблюдены даже такие мелочи как автомобильные знаки, а мы знаем, что в разные времена они были разных форматов. Во-вторых, авторам удалось создать флегматичную атмосферу, подстать самому главному герою.
Сериал Ненастье рассказывает о социальной группе, которая оказалась никому не нужна и предоставлена сама себе, при этом, такая социальная группа, которая побывала на войне. Понятное дело, что у них два пути – в преступность или политику. В 90е выбор был очевиден. Будучи практически общественной организацией, Коминтерн занимался такими нелегкими ремеслами как рэкет, разбои и войны с другими преступными группировками. Через участие в преступной деятельности, создатели показывают постоянный этический выбор героев и выбор политических решений второстепенных персонажей. Главный герой – Немец, постоянно ищет поддержки у окружающих товарищей, постоянно интересуется – «А не бандиты ли мы?».
На протяжении всего сериала Ненастье главный герой мучается вопросом – «за белых он или за красных». А потом сам себе и отвечает «Я патриот, я солдат, я присягу давал». С позиции силы, как он ее чувствует, Лихолетов ему отвечает — «Нет больше государства, которому ты давал присягу. Теперь, что для нас хорошо, то и правильно». А перед ними, в этот самый момент, по телевизору транслируют, как опускается красное знамя и поднимается триколор. Теперь нет ориентира, нет маяка, можно плыть куда захочешь.
После того как его друг Сергей Лихолетов оказывается в СИЗО, роль лидера примеряет на себя другой персонаж и создает из Коминтерна настоящую преступную группировку — с разбоями и массовыми убийствами, Неволин заявляет что он против. Главный герой к моменту превращения Коминтерна в преступную группировку уходит оттуда, но возвращается по требованию его жены, с которой он после разведется.
Политики тоже очень много. Политики, которая понимается как непосредственно государственное управление и политики, как управление вообще и в части управления организацией. Сериал показывает нам то, что главным интересом любого должностного лица является сохранение должности. По сюжету, организация Коминтерн занимает квартиры для своих членов, а в городской администрации считают, что это незаконно и стараются всеми силами ветеранов с женами и детьми оттуда выкурить. В том числе, когда начальнику милиции дается поручение взять квартиры штурмом, тот встречается с Лихолетовым и предупреждает его, что будут провокации, чтобы коминтерновцы не высовывались, иначе силовики нагрянут к ним в полном обмундировании. Так и говорит – «Если я отдам приказ атаковать, меня не послушают — половина милиции из Афгана». После такого, конечно, ему сохранение должности больше не светило бы.
Показываются также механизмы транзита власти и инструменты ее завоевания. Необходимо предложить членам группы интерес, за который они собственно и могут отдать тебе должность, власть и полномочия. Георгий Щебетовский, будучи главным антагонистом, используя такой инструмент – обещает членам Коминтерна законное оформление занятых квартир. Члены организации продают прежнего лидера. А потом бывший начальник охраны Лихотета последнего и убивает, по приказу Щебетовского.
Рецепт по объединению людей прост – во-первых, это общая идея. В данном случае, Коминтерн как афганское братство. Кем бы он ни был, в мирное время, афганец афганцу всегда поможет. А главное, это общий признак членов группы и отличие от других людей. Ветераны афганской войны друг другу помогут, а чужих не жалко. Еще лучше, если этой группе дать общее пространство, так сначала оным служил дом культуры, потом захваченное жилое здание с квартирами.
Когда то, что строилось как инструмент взаимопомощи, стало приносить деньги, Коминтерн перестал быть структурой, созданной для воплощения идеи афганского братства. Таким образом, общественная организация становится сначала криминальной группировкой, а под конец – коммерческой структурой. Мне показалось, что между развитием Коминтерна в сериале и изменениями ценности в стране проложены параллели — построения организации на идее – перестройка, перелом ценностей – развал СССР, криминал – 90е, из преступной группировки в средство обогащения – конец 90х. Все мы помним, как преступность, почуяв неладное, быстро переквалифицируется в бизнес.
Еще хочется отметить очень эмоциональный любовную линию. Ведь главный герой не просто бандит, но лирик. Вообще у меня было чувство (кто сталкивался с соционикой поймет) — Немец по психотипу Есенин, Лихолет – Жуков, на протяжении всего сериала они непрерывно дуализируются. Скорее всего, Татьяна, возлюбленная Неволина и Лихолетова, тоже Есенин. Именно поэтому они оба не сопротивлялись, силовому решению Лихолета жить с Таней, хотя изначально любили друг друга. Отношения героев и вызываемая ими щемящая тоска играет большую роль в общей флегматичности фильма.
Мы подходим к главному событию, почему Неволин решился на ограбление инкассаторской машины. Некоторые сравнивают его с Раскольниковым Достоевского — Тварь я дрожащая или право имею. Но все проще, он сам говорит — «Все потихоньку стало рушиться, когда мы все согласились, что несправедливость это норма». Он видел как идея, которая отстаивалась его товарищем превращалась в инструмент обогащения одних за счет других, внутри социальной группы ветеранов афганской войны, друг умер, жена страдает от того, что не может забеременеть. Справедливости нет. Конечно, если он сам эту справедливость не установит. Что делает неудачно. Посыл банального и тошнотворно ясен и избит — плохие поступки наказываются. Герой тоже наказания не избежал.
Короче мы начали за здравие, а закончили за упокой. Я сталкивался с разными рецензиями этого сериала и прослушал множество мнений. Не знаю, мне сериал Ненастье понравился, по крайней мере, он содержит очень много смыслов, в которых было интересно. И да я не профессионал, у и меня нет образования ни кинематографического, ни культурологического, ни филологического, поэтому все что вы услышали, не принимаете за чистую монету. Проверьте сами – прочитайте роман, посмотрите сериал. И пишите, какого автора, явление, произведение вы хотите разобрать в следующий раз.
Аудиоподкаст:
http://acta.podfm.ru/kulturie/1