Видеоверсия:
Сейчас такое время, время когда закон и законность являются не более чем прикрытием. Политическим инструментом, более известным как «дышло». Вместо того, чтобы исполнять закон, его пытаются обойти. Элиты используют выдуманные специально для ситуации конструкции «ad hoc», вместо того, чтобы использовать правовые институты предусмотренные в законе, хоть и неудобные и ограничивающие их деятельность.
Так, сначала власть выдумала голосование в кавычках, чтобы принять поправки, ведь провести референдум опасно – он может быть несостоявшимся, в отличии от голосования. Что мешало внести поправки в закон о референдуме и сделать его проведение безопасным? По крайней мере, это бы не выглядело как нелепое и принятое в попыхах решение. Это еще и при том, что поправки сконструированы таким образом, что ни того, ни другого с юридической точки зрения не требуется (или не требовалось бы, если бы норму об обязательном голосовании не включили в сам текст закона о поправке).
С карантином в виду эпидемии ситуация такая же. Так, Указами Президента 206 и 239 перерывом в неделю введены нерабочие дни до 30го апреля. Этими же Указами главам регионов предписывается ограничить свободу передвижения. И тут понеслась. «Губерам» дали полномочия творить. В разных регионах вводят режимы самоизоляции (первым, конечно же, была Москва), не называя указанное ни карантином, ни режимом чрезвычайного положения (ведь право введения чрезвычайного положения есть у Президента и, теперь, у Правительства).
К слову, ново-розданные полномочия тут же обозвали пробуждением федерализма. Я б, конечно, не согласился. Федерализм предполагает распределение полномочий и соответствующий полномочиям бюджет. Бюджета не дали, но навесили непосильный груз, в первые дни начался «губернаторопад». Но сегодня не об этом.
В разных регионах, кто во что горазд начали ограничения свободы передвижения. Ну, причины для ограничения свободы передвижения есть – коронавирус. Но как же это сделано? Еще до указов мэр Москвы при отсутствии на это полномочий ввел ограничение на передвижение по городу. Хотели ввести специальные QR-коды и мобильное приложение для тотальной слежки. Общество проявило себя активно и правильно, поэтому от этой идеи пришлось отказаться. В Татарстане ввели специальный СМС-сервис – выходя из дома вам нужно отправить СМС, далее вам придет сообщение с кодом, которое можно будет показать сотруднику полиции, если вас спросят «за» выход в период режима самоизоляции.
Татарстан же стал рекордсменом по штрафам по ст.6.3 КоАП и штрафами от 15 до 40 т.р., которые суды стали массово отменять в связи с малозначительностью.
Вопрос встает и о персональных данных, которые становятся открытыми и никак не шифруются при передаче через приложения и СМС-сервисы. Кто будет следить за трафиком? Я не удивлюсь, что через пару недель в открытом доступе появятся новые базы данных с номерами телефонов и личной информацией.
Приведем текст статьи 27 Конституции:
-
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
-
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
И вдогонку часть 3 статьи 55 Основного закона:
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вслушайтесь – «права и свободы могут быть ограничены федеральным законом». Ни указом Президента, мэра или Постановлением Правительства.
И такой закон есть — Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Так, в соответствии с п.б ст.3 режим чрезвычайного положения может вводится чрезвычайных экологических ситуациях, куда относятся эпидемии и эпизоотии. Ст.11 устанавливает чрезвычайные меры, к которым и относится ограничение передвижения и въезда/выезда. Устанавливаются ответственность за нарушение режима чрезвычайного положения – ст.20.5 КоАП и гарантии гражданам и организациям, пострадавшим от режима ЧП.
Есть другой вариант — Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает ограничение свободы передвижения в виде карантина. Также с прописанной процедурой запуска (заключение главного санитарного врача с решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта), с ответственностью и гарантиями.
Об этом мы говорим – когда используется правовой институт с нормальной проработкой и действующей инфраструктурой сопутствующих норм о контроле и ответственности, тогда есть на что опираться. Есть правила игры, понятные всем участникам и есть возможность принуждения к соблюдению этих правил всеми участниками.
Возьмем любимые нами поправки. Вводится голосование, которое не обладает инфраструктурой – нет контроля, нет ответственности за нарушения. Такая же ситуация с режимом самоизоляции, вместо карантина или чрезвычайного положения. Твори что хочешь – воруй убивай, е*и гусей.
Под этим режимом изоляции начали стонать все – малый бизнес, которому никто ничего не возместит за работников, которых нельзя распускать, сами граждане, которые остались без работы. Мы всегда забываем, что если накладывается обязанность, должны быть предусмотрены корреспондирующие права и наоборот. У граждан появилась обязанность не выходить из дома, но нет соответствующего права на возмещение.
Поэтому важно использовать не паралегальные решения, а правовые институты действующие или вводить новые, но с соответствующей проработкой. Ведь использование такой паралегальности непременно влечет за собой нарушение права и прав граждан. Тот же самый пример с протоколами в Татарстане, которые массово отменяются судами.
Или другой – с введением нерабочих дней Указами Президента встала экономика, встали, знаю не понаслышке, закупки для государственных и муниципальных нужд, ведь 44-ФЗ «О контрактной системе…» устанавливает расчет сроков при проведении процедуры закупки по календарным и по рабочим дням. Тут же выходит Постановление Правительства #443 от 03.04.2020г., которое предписывает рабочие дни считать за календарные. Господа, такой правовой неграмотности я не видел еще никогда. Это проходят студенты на первом курсе юрфака по теории государства и права. Есть иерархия нормативных актов по юридической силе. Соответственно, если нижестоящий акт противоречит вышестоящему, то применяется вышестоящий нормативный акт. Так это Постановление противоречит и указам Президента и упомянутому закону. Правительство у нас вообще молодцы, они правят закон подзаконным актом.
Есть несколько позиций, оправдывающих действие властей. Первые вспоминают, что Правительство в соответствии с Законом 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ввело своим Постановлением ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРИ ВВЕДЕНИИ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ИЛИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ. Да, режим повышенной готовности введен в некоторых регионах, но это не означает, что ограничение свободы передвижения это законно. Если внимательно посмотреть оба этих документа, то можно увидеть, что там отсутствуют права каких-либо органов на ограничение свободы передвижения. Вторые говорят – мы не хотим режима чрезвычайного положения, так как рулить будут военные. Будут рулить военные, но как уже было сказано они будут ограничены действующей структурой норм. Сейчас никто ничем не ограничен.
Но это все цветочки, ведь проблемы и возможности, которые несет в себе коронавирус куда более фундаментальные. Они не ограничиваются ни нашей страной, ни политическими решениями руководства, это мы скорее движемся в тренде эпидемии и, конечно, от нас будет зависеть в какую сторону.
Я бы хотел вспомнить статью израильского историка Юваль Ной Харари «Мир после коронавируса». Автор обоснованно говорит, что те технологии и практики, которые вводятся для защиты от эпидемии останутся и закрепятся в обществе. Именно поэтому нужно очень осторожно относится к любым ограничениям свободы. Я уже упоминал, что QR-коды, которые хотели ввести в Москве могут стать цифровым концлагерем и рад, что москвичи смогли дать этому отпор.
Автор также пишет, что есть две главные тенденции и четыре разнонаправленных пути – 1) выбор между тотальной слежкой и усилением гражданского общества; 2) выбор между национальной изоляцией и глобальной солидарностью. Замечу от себя, какой выбор сделала наша страна. Выбор был очевиден, ведь экстремальная ситуация, в том числе при эпидемии, дает только один путь – на усиление уже существующего тренда. Так, никто нам усилить гражданское общество не даст, но руководство будет радо держать нас в поле зрения. Со второй тенденцией все не так очевидно – вроде бы помощь отправляем в разные страны, можно сказать, что мы то как раз за солидарность. Но солидарность это не «умасливание» других стран, это обмен опытом и эмпатия. К сожалению, наши элиты к этому не способны. Ну а уж изолироваться очень легко, опыта у нас навалом.
И если в Испании после коронавируса введённый базовый безусловный доход сохранится, то в Китае сохранится надзорная система слежки с помощью телефонов и уличных камер. А что останется в России?
Автор этой статьи обращает внимание на то, что современные технологии и мощности уже способны отслеживать не только ваше перемещение, но и действия и состояние организма. И конечно, обязательно возникнет соблазн не только мониторинга состояния организма, с целью противостояния эпидемии, но и мониторинга политических предпочтений и эмоциональных триггеров.
Мы должны понимать, что как бы слежку в России ввести не хотелось, технологически это возможно только в Москве и нескольких крупных городах. Технологии не те, специалистов нет. Но введение режима изоляции это прекрасный социальный эксперимент – как граждане будут реагировать на ограничение прав. Власть может этим инструментом поиграть то сжимая, то разжимая мясистую ладонь на хрупкой шее общества. Поняв, как держать общество в полуобморочном состоянии, у нее останется действенный инструмент, которым можно будет пользоваться в дальнейшем.
Конечно, у России нет другого пути, кроме как пути к запретительным мерам и своеобразному концлагерю. Ведь для того, чтобы бороться с эпидемией путем самоорганизации, добровольной отчетности и слаженных действий, граждане должны доверять науке, СМИ и государству. Именно поэтому имеются опасения. Что скажете?