Жиль Делез
Жиль Делез (1925-1995) — философ, основоположник постмодернизма, преподаватель Лионского университета.
Родился в Париже в консервативной семье. Учился юный Делез не в частной, а в обычной школе, так как средств на дорогое платное обучение не было. Увлечения мальчика были достаточно типичны — это теннис и коллекционирование марок. Когда началась война Жиль Делез и его брат Жорж Делез родителями были отправлены на год в Нормандию.
По возвращении на родину Жиль Делез поступил в лицей Карно. Его брат решил участвовать в Сопротивлении и, к сожалению, погиб. Это важная часть биографии Делеза, так как многие исследователи говорят, что смерть родного человека полностью переменила его мировосприятие. Жиль Делез начал все больше и больше уходить в философию и отдалятся от родственников. Его студенческие годы прошли в Сорбонне.
Так как Делеза в свое время очень впечатлил Сартр, то он начал публиковать статьи, пропитанные феноменологией этого автора. Книга “Бытие и ничто” Сартра была прочитана Жилем Делезом “до дыр”. По завершении университета он защищает диплом и начинает работать с 1948-ого года преподавателем философии в различных лицеях, а уже через девять лет в Сорбонне. Как вспоминали студенты и приближенные, лекции Делеза вызывали невероятные впечатления. Даже влияли на мировоззрение молодых людей.
В 1960-е годы начинается самый продуктивный период жизни Жиля Делеза. Ему дают отпуск сроком в четыре года, чтобы он писал работы для Национального центра научных исследований. После возвращения из отпуска пять лет философ работал в Лионском университете, где обрел много приятных знакомств. Так, например, у его семьи сформировались плотные дружеские отношения с семьей коммунистки Коломбель. Они даже очень часто посещали кинотеатры, где смотрели выдающихся режиссеров XX века.
Жиль Делез работал над огромным количеством разнообразных проектов, однако многое не смог завершить. Так вышло, что с детства у него были серьезные проблемы со здоровьем. У философа была астма, туберкулез, ему пришлось перенести тяжелую операцию по удалению одного легкого. К концу жизни все это вылилось в рак легких. Из-за невозможности работать, угнетенного состояния и болей Жиль Делез отчаялся. В ноябре 1995 года он покончил жизнь самоубийством — выбросился из окна.
Постмодернизм
Жиль Делез является одним из основоположников постмодернизма. Постмодернизм — это сложное, неоднородное явление, которое возникло в конце XX века в Западной Европе. Постмодернизм то, что следует за модернизмом. Это своего рода осмысление стилевых изменений в европейской культуре. Со временем постмодернизм проникает во многие сферы жизни. Так, философия приходит к тому, что ее не существует. Иными словами, постмодернистское философское мышление не уникально, это всего лишь переработка.
Постмодернизм стал некой оппозицией модернизму. По модернизму жизнь человека и общества представляла вид утопического и идеального. Предполагалось, что существующие истины и принципы вполне могут дать четкое определение действительности. В эпоху же постмодернизма все начинается ставиться под сомнение. Он отрицает ту самую универсальность истин и принципов, скептически относится к разуму. Так, философы постмодернисты приходят к выводу о том, что познать реальность либо невозможно, либо знание будет максимально субъективно. Правда и ложь теперь не постоянное черное и белое, а синонимы. То, что сегодня было фактом, завтра станет заблуждением и наоборот.
Жиль Делез в труде “Анти-Эдип”, который был написан в соавторстве с Феликсом Гваттари, подробно изложил теорию мышления и в целом переосмыслил многие явления в обществе и философии. Эта книга принесла большую известность авторам, однако из-за в каком-то смысле дерзких идей критиковалась научным сообществом. Делез и Гваттари говорят о том, что желание никогда не исходит изнутри. Отвечая на вопрос, что значит жить и мыслить в современном мире Жиль Делез пытался критически оценить свою эпоху. Например, по его наблюдениям, капитализм, который в свою очередь устроен двойственно, опирается на природу желания, одновременно с этим ставя желанию преграды.
В более поздних работах Жиль Делез переосмысляет вполне традиционные вещи, например, любовь. В новом мире они теряют свою ценность, становятся клише. Конечно же, важный вывод к которому приходит философ — это то, что современная действительность — это реальность контроля. Теперь закрытая среда в капитализме становится открытой и обладает изменчивостью. Это дает ложную свободу индивиду.
Таким образом, Жиль Делез становится одним из главных представителей постмодернизма. Он приходит к главному выводу, что в философии средства и задачи регулярно меняются, а значит она бесконечна. Так, часть философского наследия постоянно жива.