Жак Маритен

Жак Маритен — биография

Жак Маритен (1882-1973) — французский философ начала XX века, профессор. Родился в протестантской семье, образование получил в Сорбонне. В 1906 году решает принять католичество. Его примеру следует и жена, Раиса Уманцева, поэтесса. Преподавал в парижском Католическом институте в качестве профессора, затем в Институте средних веков в Канаде. Также работал в Принстоне, является заслуженным профессором принстонского университета в США. Несколько лет был и послом Франции в Ватикане.

Жак Маритен — основные идеи

Своей главной миссией Маритен считал вплетение в современную философию идей Фомы Аквинского. Он полагал, что философия нового времени развивается в губительном для общества направлении. Плодами его трудов становится новое течение, именуемое неотомизмом.

В раскрываемых вопросах философ рассматривает проблемы человеческого бытия и смысла жизни. В своём учении он основывается на понятие экзистенциализм в том его значении, где примат существования рассматривается как сохраняющий сущность или природу, знаменующий победу интеллекта. Он считает, что «существуют объективные нормы морали, существуют обязанности и правила, поскольку формальная составляющая человеческой морали – это мерило разума» (избр: «Величие и нищета метафизики», с. 35).

Его не устраивает понятие относительности в данном вопросе, полагая, что разум морально высокого человека в условиях свободного выбора будет безошибочно определять и истинный путь. Понятие экзистенциальности в том значении, где примат существования рассматривается как разрушающий сущность или природу, являющий поражение интеллекта, Маритен считает неприемлемым.

Зло, по словам Маритена, является порождением человеческой деятельности, а не сотворённое Богом. Уход от Бога порождает зло, которое само по себе ничтожно, представляет собой ничего и не имеет божественного начала. Зло произошло от излишней свободы, данной человеку, но эта свобода может быть направлена и во благо, благодаря божественному началу, заложенному в человеке. Поэтому Бог не даёт человечеству уничтожить себя до основания. Ошибки на пути поиска истины неизбежны, они имеют место быть и представляют возможным право действовать. Человеческие качества сами по себе не приносят индивиду истины, только выйдя за пределы субъективного восприятия, возможно ощутить подлинную радость.

Любовь в своих идеях учёный рассматривает как основу мироздания, так как истину возможно понять только в свете божественной любви. Фома Аквинский, на учение которого опирался Маритен, считал: «Любовь не переходящее удовольствие или более или менее интенсивная эмоция, а изначальное стремление и глубинное основание, заключённое в самом его бытии, то, для чего он живёт» (избр: «Величие и нищета метафизики», с. 54).

Свою идею Маритен именует как интегральный гуманизм. Он считал, что проникновение христианства во все сферы культуры и экуменистическое сближение религии как решение проблемы кризисной ситуации. Свои взгляды философ раскрывает в книге «Сумерки цивилизации».

Классический гуманизм, где человек сам по себе самодостаточен, отказывается от глубоких корней, от божественного начала в человеке, что противоречит природе, по мнению учёного. Понятие интегральный гуманизм он описывает как открытие в человеке его первоначального величия и потенциала. Однако есть риск замыкания личности в себе. Отсюда вытекают проблемы современных людей. Человек, не познавший Бога, растрачивает душу, и как следствие, появляются нелепые теории и экзистенциализм в его втором значении.

Разум в теории философа играет первоочередную роль. Истина познания также достигается через разум, так как на все должен быть ответ, проистекающий из естества и здравого смысла.

Интегральный гуманизм, по мнению Маритена, ставит свой задачей новый виток развитии человечества и духовный рост. Источником государства является Бог, основные цели и задачи — общественные, а христианские каноны будут служить основным законом. Таким образом, религия балансирует человеческие взаимоотношения, и соответственно, человек становится свободной личностью, в котором соединились божественное и человеческое начало. Одна из ценностей общества при таком режиме, стремление всех участников к социальному благу.

Маритен критикует учение Бергсона, противопоставляя ему собственное направление. В книгах по эстетике он анализирует творения художников и писателей с точки зрения духовного наполнения. Также его труды освящали политические проблемы, где главной мыслью было то, что человек ошибочно полагает, что все в мире существует без участия высших сил.

Основные труды

«Границы поэзии и другие эссе»
«Интегральный гуманизм»
«Гаронский крестьянин»
«Моральная философия»
И другие.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять