Историческая справка
Анри Бергсон — один из выдающихся философов Франции, представитель интуитивизма и философии жизни. Родился 18 октября 1859 года в Париже во Франции в семье музыканта.
Будущий философ учился в лицее Фонтейна и одновременно в церковной школе, но в подростковом возрасте разочаровался в религии и решил отойти от веры. Далее получал образование в Высшей нормальной школе.
Являлся профессором Коллеж же Франс, членом, а затем президентом Академии моральных и политических наук.
В 1927 году за огромные достижения стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Анри Бергсон и его работы
Анри Бергсон известен публикациями «Опыт о непосредственных данных сознания», «Смех», «Материя и память», «Введение в метафизику», «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии».
Философия
В исследованиях деятель утверждает, что жизнь отличается от материи и духа, которые являются результатом ее распада. По его мнению, жизнь не подчиняется интеллекту, который может создавать абстрактные понятия. Интеллект выступает деятельностью части мыслящего сознания. Для воспроизведения действительности во всём объёме необходимо воссоздать её при помощи интуиции.
Ученый пишет, что исследование реальности носит эмоциональный и императивный характер. Для него наука является лишь односторонней точкой зрения, где интуиция направляет исследователя на своё сознание. Жизнь может подчиняться только самостоятельному наблюдению. Анри Бергсон подошел к формулировке учения об эволюции органического мира, при котором личность находится на вершине эволюции, но прийти к осознанию этого получится только у избранного человека. Данное положение трактует элитарность культуры.
Социальные проблемы
Исследователь работал над многими социальными проблемами. Так, он выделяет два вида морали: закрытая мораль — инструмент обслуживания потребностей социального инстинкта, когда уничтожается индивидуальность и существует только коллектив; открытая мораль — явление, при котором на первое место выводится индивидуальность и формирование нравственных ценностей.
Время
В работах «Материя и память», «Творческая эволюция» автор на передний план выводит понятие времени, которое делит на физический, измеряемый, чистый виды. Он считал, что длительность и время не имеет одинакового содержания. Она представляет собой единство прошлого и будущего, прошлое постоянно присутствует в настоящем, а настоящее существует в виде воспоминания о прошлом.
По его мнению, время вернуть нельзя, поскольку человек всегда устремлен в будущее, он меняется, приобретая новые знания и сохраняя в себе воспоминания из прошлого. Вселенную нельзя разложить на сознание и материю, её можно изучать только в единстве, применяя идею о длительности.
Бергсон рассматривает явление жизненного порыва, под которым понимает некое сверхсознание. Также он занимался разработкой теории памяти. В данной концепции, ученый делил память на два вида: память-привычка, то есть память тела, состоящая из физиологических процессов мозга; память-воспоминание или память духа, не имеющая связи с работой головного мозга.
Анри Бергсон как исследователь юмора
При жизни Бергсон выпустил эссе «Смех», в котором исследовал комическое в речи и характере. Уникальность данного исследования заключается в том, что он обращает внимание не на анализ комичного, а на процесс его формирования. По его мнению, смех носит народный характер и общественное значение, связан исключительно с личностью. Личность смеётся над определенным субъектом, подразумевая круг смеющихся людей.
Он считает, что комическое бессознательно, а смех является нарушением общих потребностей, он всегда сопровождается отсутствием чувств и безразличием. Смеющийся человек держит дистанцию с субъектом, вызывающим смех. Комическое никогда не может быть оторвано от человека, личность всегда смеётся над антропоморфностью. В данном исследовании он выводит закон комичного, который до сих пор исследуется многими философами.
В основе большинства работ философа лежит естествознание. Он рассматривал мир как единое, непрерывное и постоянно обновляющееся явление, движение которого предсказать никто не сможет. По его мнению, при помощи интеллекта человек делит Вселенную на составляющие, из которых формирует картину мира. Соответственно процесс этого выделения отражает взгляды человека, его воззрения на окружающий мир.