Народничество и марксизм
В 1880-е годы революционное народничество и марксизм под воздействием разгрома организации «Народная воля» и других факторов постепенно сошло на нет, его всё больше вытесняло так называемое либеральное народничество. Деятели последнего всё дальше отходили от борьбы против существовавшего тогда строя реформистской программой, которая предполагала лишь частичные улучшения положения крестьянства, тогда как основы общественно-экономических порядков оставались бы незыблемыми.
Однако часть народников обратила свои взоры в сторону марксизма, который, как им виделось, указывал путь революционной борьбы и ликвидацию существовавших капиталистических порядков. В частности, существовавшая в 1886 – 1887 годах нелегальная организация (её члены готовили покушение на Александра III), которой руководил Александр Ульянов, пыталась соединить народничество с элементами марксизма.
Однако первым и наиболее решительным шагом на пути от народничества к марксизму стало образование группы «Освобождение труда» (1883) под руководством Г.В. Плеханова. В его работах «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» говорится о том, что Россия находится в стадии капиталистического развития, что народнические воззрения на общину как ключевое звено на пути к социализму – глубоко утопичны – и что решающая роль в революционном движении принадлежит рабочему классу. По мнению Плеханова, первоочередной задачей в российских условиях являлась не социалистическая, а буржуазно-демократическая революция. А важнейшей практической целью группа «Освобождение труда» видела в создании самостоятельной рабочей партии, которая была бы вооружена идеями марксизма.
Историки общественно-политических течений отмечают, что Плеханов по многим вопросам проявлял колебания, оставаясь на позициях ортодоксии. В частности, он переоценивал буржуазно-либеральную оппозицию и недооценивал роль крестьянства.
Марксизм в России: время кружков
Пора создания кружков по изучению марксизма в России началась в 80-е годы XIX века. В этот период социал-демократические кружки появились в Москве, в Поволжье, несколько позднее – в Санкт-Петербурге. В 90-е годы началась активная деятельность Владимира Ульянова (впоследствии он принял псевдоним «Ленин»), и проявилась она, в частности, в идейном противоборстве с деятелями либерального народничества. Среди наиболее важных его произведений данного периода, посвящённых этому вопросу, можно назвать «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и «Развитие капитализма в России».
В ходе идейной борьбы 1890-х годов сторонники марксизма одержали победу. Именно в этот период Ленин разработал положения, определившие позиции марксистской партии в России. В частности, им была обоснована руководящая роль рабочего класса (гегемония) в революционном движении, сформулировано положение о союзе рабочего класса и крестьянства, выдвинута задача создания марксистской рабочей партии, которая должна объединить рабочее движение, преобразовав стихийные выступления в сознательную классовую борьбу.
От изучения марксистской литературы члены кружков постепенно перешли к пропаганде, а затем и массовой агитации в среде рабочих. Руководимая Владимиром Ульяновым группа пришла к пониманию необходимости единой централизованной социал-демократической организации, и в конце 1895 года в Санкт-Петербурге оформился «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший в известной степени прообразом революционной социал-демократической партии. А по его примеру и под его влиянием сходные организации сложились в Москве, Иваново-Вознесенске, Туле, Ростове-на-Дону и в ряде других городов России.
Важно подчеркнуть, что петербургский «Союз борьбы» достаточно чётко обозначил свои идеологические позиции:
экономическая борьба рабочего класса связывалась с уничтожением царизма;
соединение идей социализма с идеями пролетарского движения виделось через противодействие оппортунистам, народникам и их сторонникам;
в числе экономических требований выдвигались условия улучшения условий труда рабочих – повышение зарплаты, уменьшение длительности рабочего дня;
важными задачами являлись воспитание политического сознания рабочих, ведение классовой борьбы, создание большой российской партии социал-демократов;
целью организации виделось прокладывание пути к свершению коммунистической революции.
«Союз борьбы» и забастовочное движение
Сочетание марксизма с классовой борьбой в конце XIX века нагляднее всего проявилось в ходе стачечного движения. Ведущая роль принадлежала Санкт-Петербургу. Чтобы не дать забастовщикам развернуться, царское правительство арестовало значительное количество их руководителей и активистов, в их числе был и Владимир Ленин.
Стачка питерских текстильщиков, в которой участвовали более чем 30 тысяч рабочих, проходила под руководством остававшихся на свободе членов «Союза борьбы». Значение этой забастовки состоит в том, что она повлияла не только на рабочих, но и на часть демократически настроенной интеллигенции, представители которой более активно стали переходить на позиции марксизма. Оценивая роль стачек 1895 – 1896 годов, Ленин тогда отмечал, что они «сослужили громадную службу русским рабочим, они показали, как им следует вести борьбу за свои интересы. Они научили их понимать политическое положение и политические нужды рабочего класса».
Борьба с оппортунизмом и I съезд РСДРП
Время пребывания Владимира Ленина в ссылке (туда он был отправлен в начале 1897 года) пришлось на период роста оппортунизма в социал-демократии, что выразилось в распространении так называемого «легального марксизма» и «экономизма».
В этот же период, а точнее – 1-3 (13-15) марта 1898 года – в Минске состоялся I съезд РСДРП, участниками которого стали представители «Союзов борьбы», социал-демократических организаций Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава и др. Но о создании партии как таковой говорить было проблематично ввиду отсутствия связи между отдельными территориальными организациями, да и последовавшего за съездом разгрома её Центрального комитета полицией. Сыграло свою отрицательную роль и распространение «легального марксизма» в эмигрантских социал-демократических группах, в том числе – в группе «Освобождение труда».
Вскоре, буквально в 1899 году, развернулось идеологическое противоборство между «ортодоксальными» марксистами и так называемыми «экономистами» (идейным манифестом последних стал труд Екатерины Кусковой и Сергея Прокоповича «Кредо»). Полемика по поводу целей и задач социал-демократии была обусловлена тем, что «экономисты» отвергали необходимость политической борьбы рабочего класса, сводя смысл преобразований к реформированию тогдашнего общества в «демократическом направлении». Ленин и его сторонники исходили из необходимости сочетания борьбы экономической с борьбой политической.
Целям ведения политической борьбы и была подчинена задача создания мощной социал-демократической партии, действующей на основе революционной теории – в направлении перехода политической власти в руки пролетариата.
Говоря о «захвате власти», Ленин указывал не на организацию неких «заговоров», а на потребность руководящей роли революционной партии, опирающейся на рабочее движение. При этом он не связывал руки партии выбором средств борьбы, поскольку такой выбор должен вытекать из конкретной обстановки. Показательной видится позиция, занятая Лениным по поводу возможности использования террористических методов борьбы: «Чтобы не оставлять места недомолвкам, оговоримся теперь же, что, по нашему лично мнению, террор является в настоящее время нецелесообразным средством борьбы, что партия (как партия) должна отвергнуть его… и сосредоточить все свои силы на укреплении организации…». Т.е. конкретная историческая обстановка была тогда именно такова (чтобы разобраться в отношении Владимира Ульянова (Ленина) к террору как к средству борьбы, следует эту тему рассмотреть отдельно).
На пути к программе партии. Газета «Искра». Народничество и марксизм
Средством привлечения новых сторонников социал-демократической партии Ленин видел программу создаваемой партии, поэтому при разработке такого документа дополнил общедемократическую его часть требованиями «полного равенства прав женщины с мужчиной», «прогрессивного подоходного налога», «выбора чиновников народом» и правом каждого гражданина «преследовать судом всякого чиновника», а главное – указанием «на поддержку всех борцов против абсолютизма». Такой подход предполагал, что вокруг социал-демократической партии сплотятся все, кто способен бороться за политическую свободу или поддерживать борьбу.
Особо следует уделить внимание крестьянскому вопросу. Будучи в ссылке, Ленин охарактеризовал капиталистическую «пролетаризацию» деревни как путь, ведущий к вымиранию крестьян. Чтобы этого не допустить, социал-демократы призывали к поддержке крестьянства, рассматривая его как силу, способную на революционную борьбу против остатков крепостничества и против абсолютизма.
Важную роль в процессе создания единой партии и объединения марксистских групп Ленин отводил общероссийскому печатному органу партии. Таковым стала газета «Искра», первый номер которой вышел в декабре 1900 года в Лейпциге. Её «рождение» пришлось на период после возвращения Владимира Ленина из сибирской ссылки и отъезда его в эмиграцию. Газета «Искра» стала той трибуной, которая использовалась социал-демократами для распространения своих идей в России, стала не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но и коллективным организатором рабочего движения.
Особо следует сказать о том, что окончательное оформление теория создания революционной партии нового типа получила в труде Ленина «Что делать?» (1902): этой партии предназначалась роль авангарда пролетариата, который вносит в рабочие массы классовое революционное сознание.
Так, по сути, была проведена подготовка к созданию организации, которой предстояло сыграть судьбоносную роль в истории России, да и, без особых преувеличений, всего человечества. Переломным же моментом стал II съезд РСДРП.