Нюрнбергский процесс. Как это было?
В ноябре 1945 года в немецком городе Нюрнберг, где ранее проходили имперские съезды и где нацисты собирались на свои первые собрания и манифестации, начал свою работу суд, в производстве которого находился Нюрнбергский процесс, к которому применимо слово «впервые». Впервые в истории был создан Международный трибунал. Впервые инициаторы войны были официально названы преступниками, и впервые международный суд осудил за военные преступления. Впервые сторона обвинения была представлена четырьмя странами: СССР, США, Великобританией и Францией.
Первый в истории международный трибунал работал в соответствии с нормами судопроизводства: было осуществлено право подсудимых на защиту, и они имели возможность выступить с речью. Кроме того, с ними работал психолог. Заседания трибунала были открытыми, мировая пресса вела репортажи о судебных заседаниях, публиковала фотографии из зала суда.
Нюрнбергский процесс — решения
Международный трибунал назвал войну тягчайшим преступлением и осудил представших перед судом нацистских руководителей, развязавших вторую мировую войну. Суд обвинил их в разработке преступных планов нацистской партии, в преступлениях против мира, в военных преступлениях и в преступлениях против человечности. Преступными были названы организации, созданные нацистским руководством: СС, СД, гестапо.
Приговоры суда: 12 преступников были приговорены к смертной казни через повешение, 3 – к пожизненному заключению, 4 – к различным срокам заключения. Трое были оправданы. После обнародованных на суде документов, фото и кинокадров и показаний свидетелей, мировая общественность сочла приговор справедливым.
О чем мир узнал во время суда «Нюрнбергский процесс»
На суде были представлены факты, от которых человечество содрогнулось. Невозможно было поверить, что сидящие на скамье подсудимых люди с вполне благопристойной внешностью были способны на подобную бесчеловечность. Они сознательно разрабатывали планы по установлению мирового господства, основанных на делении народов на «высшие» и «неполноценные». Они отдавали приказы и участвовали в массовых казнях населения и в массовых умерщвлениях заключенных. Они финансово поддерживали осуществление преступных планов. Они были убеждены в своем превосходстве и своей неподсудности, что проявилось в их высокомерном поведении во время первых заседаний трибунала. По мере того, как обвинение предъявляло все больше доказательств их виновности, подсудимые теряли уверенность, а к концу работы трибунала находились в состоянии растерянности и подавленности.
Вот некоторые факты, обнародованные на процессе и опубликованные в книге «Нюрнбергский процесс. Преступления против человечности». На заседаниях трибунала доказательства преступлений вызвали у присутствующих психологический шок – для данной статьи была отобрана только щадящая психику информация.
Об установлении господства арийской расы
«Германизации» подлежали «нордические расы» (норвежцы, датчане, фламандцы, голландцы). В отношении негерманских народов (французов, итальянцев, греков и других) предполагалось «биологическое ослабление», основанное на жестоких мерах террора. Славянские народы должны быть частично онемечены, частично уничтожены. Для народов Восточной Европы был разработан план «Ост», согласно которому с территории Польши и западных частей СССР в принудительном порядке нужно было выслать в Сибирь и на Кавказ до 85 процентов населения.
О геноциде народов
Перед наступлением на Восток Гиммлером было заявлено, что для успешного выполнения планов гитлеровского командования уничтожению подлежат 30 миллионов человек.
Об унижении народов
На оккупированных территориях Эстонии во имя установления строгого порядка для работников были введены телесные наказания.
О методах установления господства
«Убийства продолжались с утра до четырех часов дня. Затем палачи сфотографировались на месте казни у трупов…».
«На детей палачи не считали нужным тратить боеприпасы, они просто уничтожали их ударами – по голове тупым предметом».
«Мы узнавали о количестве детских смертей по числу колясок, которые были отправлены в магазины. Иногда были сотни колясок, иногда тысячи».
«Я не буду перечислять всех казней заложников, за исключением нашей страны – Франции. В одной лишь Франции было казнено 29 660 человек».
«Общее число норвежцев, умерших во время оккупации в результате пыток, жестокого обращения, казней или самоубийств в политических тюрьмах и концлагерях, достигает приблизительно 2 100».
Жертвами фашистов на оккупированных территориях СССР стали 6,8 миллиона мирных жителей. [По современным данным: около 7,5 миллиона человек были казнены, более 4 миллионов советских людей умерло от голода и отсутствия медицинской помощи – примечание автора].
Об уничтожении евреев
«Примерно 4 миллиона евреев было истреблено в различных концлагерях. В то же время еще дополнительно 2 миллиона евреев умерщвлено другими путями. Большая часть их была расстреляна эйнзатцгруппами полиции безопасности в период кампании против России».
О медицинских экспериментах
«…заключенным концлагерей наносили пулевые ранения и производили эксперименты по остановке кровотечения из этих ран. Некоторые эксперименты вызывали у людей такое давление в голове, что они сходили с ума и рвали на себе волосы, стараясь освободиться от этого давления».
На заключенных проверяли воздействие на организм человека очень высоких и очень низких температур, действие различных ядов и микроорганизмов. Заключенных сбрасывали с высоты, чтобы определить, как падение может повлиять на немецких летчиков. Женщин и мужчин подвергали стерилизации. У детей-близнецов проверяли сходство и различие внутренних органов.
Факты были такими ужасающими, что по мере обнародования документов и выступлений свидетелей многим в зале суда, в том числе подсудимым, становилось плохо.
Помнит ли мир о трибунале «Нюрнбергский процесс» сегодня?
Конечно, помнит. В Германии, например, в Нюрнберге с 1960-х годов проводят экскурсии в судебные залы, где проходил исторический процесс; в последние годы организаторы добились того, что поток посетителей возрос до 80 тысяч человек.
Оцифрованные аудиозаписи с заседаний Международного трибунала можно прослушать в Гааге и в Париже. В музее Холокоста и в библиотеке Гарвардской школы права в США можно ознакомиться как с аудиозаписями, так и с полными текстами документов; проект Гарвардской школы планируется сделать открытым.
В Беларуси в некоторых вузах для студентов всех специальностей ввели спецкурс «Великая Отечественная война в рамках мировой истории», на котором подробно изучаются материалы трибунала.
Как хранят память о «Суде народов» в России
Нюрнбергскому процессу в нашей стране посвящены музейные экспонаты, книги и фильмы. В 1965 году вышел потрясающий по своей правде фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»; в 2006 году фильм был обновлен и стал доступен в сети интернет.
В музеях России постоянно проводятся выставки, посвященные судебному процессу в Нюрнберге, а также процессам в городах СССР, где судили нацистских преступников и тех, кто им помогал.
В честь 75- летия Нюрнбергского трибунала в России прошли форумы, конференции, собрания, с речами выступили государственные и политические деятели, ученые, представители общественности. Каждый нашел, что сказать, какими новыми мыслями и идеями по поводу события поделиться.
Стартовал волонтерский проект «Нюрнберг-75». В рамках проекта студенты-переводчики и лингвисты будут заниматься переводом стенограмм и документов трибунала для их последующего обнародования.
Таким образом, специалисты, исследователи и политики помнят, анализируют, сопоставляют, предостерегают. Но в целом картина памяти не такая радужная. Большая часть российского общества, задавленная неопределённостью своего будущего в условиях пандемии, проявила мало интереса к мероприятиям в честь 75-летия Международного трибунала. Причина не в том, что людей не волнуют судьбы мира – напротив, дискуссии в интернет-пространстве показывают их желание разобраться в том, что происходит, и откуда может грозить опасность. Причина – в отсутствии или слабости связующего звена между интеллектуальной верхушкой общества и основной массой населения, в низкой эффективности инструмента, которое сейчас называется «связью с общественностью» или PR, а раньше называлось «пропагандой». В результате с острыми вопросами и разумными предложениями, прозвучавшими на мероприятиях, знакомы немногие – особо дотошные или те, кто занимается вопросами международных отношений и изучением современной политики по долгу занятий или службы.
Отсутствие или недостаток системной работы с населением (назовем ее «разъяснительной», если боимся слова «пропагандистской») привели к тому, что уроки истории забываются, значение важных событий нивелируется. Особенно тревожно, что это происходит в среде молодого поколения. Если говорить о Нюрнбергском процессе, то процент непонимания его значения растет по мере понижения возрастной категории: старшее поколение знает о злодеяниях нацистов намного больше, чем молодежь. Следовательно, поколение, которое в будущем будет отвечать за судьбы России, не понимает опасности фашизма и его разновидности – нацизма. А знает ли вообще молодое поколение о событиях Великой Отечественной войны, которая была частью второй мировой войны; понимает ли молодежь, что тогда происходило, и чего мир избежал?
По логике, ответ должен быть утвердительным. В нашем обществе Великая Отечественная война называется «священной» и «народной», память о ней считается непоколебимой – на новое народное мероприятие «Бессмертный полк» 9 мая выходят молодые люди с фотографиями, долгие годы лежавшими невостребованными в семейных архивах. Это видимость памяти или пока еще ясно не сформированное желание людей защитить память о войне, к которой была причастна каждая семья?
Относительно старшего поколения сомнений нет: да, хотят защитить от опасности забвения и искажения. У поколения времен ранней «перестройки», которое обучали «доперестроечные» учителя, которое смотрело фильмы о подвигах героев войны и встречалось с ветеранами войны, еще сохранилось желание гордиться великой победой. Что касается сегодняшних школьников, то у большинства из них о войне и победе после школьного курса истории осталось только смутное пятно в памяти. По данным, которые подтвердят преподаватели вузов, с каждым годом студенты, поступившие на первый курс, показывают все более низкий уровень знаний по истории в целом и по истории Великой Отечественной войны, в частности. Исключение, может быть, составляют первокурсники исторических факультетов, и то не в любом вузе. От 4 до 10 процентов – такое количество вчерашних школьников знает о событиях войны и о наказаниях за военные преступления. То есть, из 100 школьников только 10 знают, что происходило во время войны с их страной и с миром! Отсюда невероятные ответы первокурсников, зафиксированные преподавателями: «Одним из великих полководцев Великой Отечественной войны был Суворов», «Гитлер покончил с собой после атомной бомбардировки США Японии», «СССР и США во время второй мировой войны воевали друг против друга». Из моей личной преподавательской копилки: «Сталин убил Гитлера, поэтому война закончилась». Неудивительно, ведь поколение ЕГЭ изучает историю методом проведения постоянного тренинга на угадывание нужного ответа на вопрос. Событиям и значению Великой Отечественной войны уделяется мало внимания, а о Нюрнбергском процессе в учебниках рассказывается в одном абзаце. Поэтому преподавание истории на первом курсе вуза превращается в срочный ликбез, когда нужно хоть как — то ликвидировать пробелы школьного образования и подтянуть студентов до вузовского уровня, а отношение студентов к событиям той войны скорее равнодушное, чем сопереживающее.
Ситуация со знаниями о второй мировой войне в других странах не лучше. А.Г. Звягинцев, вице-президент Международной ассоциации прокуроров, специалист по Нюрнбергскому процессу, утверждает: «Результаты опроса, проведенного в 2015 году, свидетельствуют, что только 14,5% европейцев считают, что победа была одержана благодаря Советскому Союзу».
К чему может привести историческое невежество и искажение фактов?
Вернее, уже привело – к усилению идеологии национализма и его крайних форм. Растет число сторонников неонацизма, которые тысячами маршируют по улицам европейских городов. К этим маршам присоединяются те, кто сочувствовал или сочувствует преступникам, осужденных Нюрнбергским и Токийским трибуналами и последующими судебными процессами, осудившими более 180 нацистских руководителей. Число неонацистов, требующих реванша, растет в Германии, в том числе в немецкой армии. Манифестации устраивают последователи украинских бандеровцев и прибалтийских сторонников фашистов. В книжных магазинах Эстонии можно найти «Майн Кампф» на эстонском языке. Националистическая идеология в благополучной Норвегии позволила Брейвику хладнокровно расстрелять несколько десятков отдыхающих людей. В странах Европы, освобожденных от фашизма Советской армией, сносятся памятники советским солдатам и военачальникам. Участились случаи антисемитских выходок. Произошла подмена понятий: «освобождение» стали называть «оккупацией», авторитаризм приравняли к фашизму.
Несколько лет назад это казалось невозможным, но в России растет число молодых людей, которые не считают фашизм злом, а Нюрнбергский процесс благом. Виновата в этом не молодежь, а взрослые люди, то есть мы все. Мы допустили создание таких учебников по истории и таких учебных методик, что у школьников наблюдаются существенные пробелы в знаниях, а их незрелое мировоззрение не способно противостоять вредоносной и опасной идеологии насилия. Кто-то из нас формирует такие программы телевидения и такие телепередачи, что молодые люди не смотрят телевизор, и мы упускаем возможность воздействовать на них. Мы не смогли отразить агрессивные нападки на нашу историческую память; мы упустили возможность влиять на умы молодежи в интернет-пространстве. В результате в социальных сетях активно работают сообщества, публикующие националистические материалы и восхваляющие Гитлера. Молодежь бравирует цитатами из «Майн Кампф». Все более популярной становится нацистская символика, появилось даже такое направление как «гламурный фашизм», пропагандирующий эстетику фашистских символов.
Можно было бы списать эти факты на вечное стремление молодого поколения противостоять идеалам старшего поколения, но ситуация намного опаснее: молодежь, не подозревая об этом, стала объектом психологической обработки и мишенью в информационной войне. Цель этой войны – сформировать нужную для атакующей стороны идеологию. В условиях, когда официальные средства массовой информации ушли в сторону «гламура», сенсаций и бесконечных ток-шоу, уступив место бесконтрольному влиянию интернета, идет наступление на историческую память: герои войны низвергаются, их подвиги подвергаются сомнению или даже насмешке. Достаточно вспомнить, как авторы некоторых статей порочили имя Зои Космодемьянской или опровергали существование организации «Молодая гвардия», смаковали ошибки Красной Армии и ее полководцев, искажали факты военных потерь и опровергали Холокост. Публикации подобного рода наносят смертельные раны немногочисленным оставшимся ветеранам войны и еще раз убивают погибших, на этот раз словом и рукой потомков. Хотелось бы напомнить, что одним из преступников, казненных по приговору Нюрнбергского трибунала, был журналист Юлиус Штрейхер, который не убивал, а писал статьи, прославлявшие национализм и фашизм.
Сегодня понятно, что та война не была последней. Международный Нюрнбергский процесс назвали «эпилогом» второй мировой войны. Но есть опасение, что наше время может стать прологом к новому конфликту. О такой опасности свидетельствует многое: появились тенденции возрождения идеи мирового господства; распространяются националистические идеи; народы вместе со своими правителями начали публично выяснять, кто из них имеет больше прав на историческое существование; совершенствуется вооружение.
Как будут решать проблемы войны и мира будущие лидеры – большой вопрос. За умы молодых борются все. Не проиграть бы нам на фронтах войны памяти – последствия будут непредсказуемые.
Понравилась статья? Поддержите нас: