Контроль деклараций чиновников

Контроль деклараций чиновников. Доходы и расходы государственных и муниципальных служащих

Можно контролировать и конкретных лиц через контроль деклараций чиновников – не абстрактные торги, цифры и схемы. За каждым коррупционном нарушением стоит всегда конкретный человек. Мотивы бываю разные, контекст, суммы, но нарушитель всегда конкретен. Никому не секрет, когда бедный маленький казенный человек зарабатывает на госслужбе какие-то жалкие деньги — 50 или 100 т.р. в месяц (хотя это большие суммы для большинства граждан нашей страны), тогда как его дети или супруги бывают на редкость «удащливыми» бизнесменами. Но мы можем отследить тенденцию или возможность нарушения с помощью инструментов, которые у нас есть.

Контроль деклараций чиновников уже ведется разными организациями. «Филиал» международной организации в нашей стране «Трансперенси Интернешнл — Россия» запустили сервис «Декларатор». Они выгружают в свою систему декларации сановников и смотрят, как соотносятся доходы и расходы семей служащих. И, кстати, они ищут волонтеров – сборщиков информации и контролеров – тех, кто будет оповещать о странных случаях правоохранительные органы.

Согласитесь, странно, когда обычный специалист-эксперт, какого-нибудь абстрактного Минюста, получающий заработную плату в 12 т.р. при несовершеннолетних детях и жене-маникюристе покупает пентхаус.

Начиная рассматривать антикоррупционное законодательство, стоит сказать, что оно достаточно аляповатое, бесполезное, и поэтому в некоторых частях бессмысленное. Основной, в этом плане, акт — Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» неэффективен чуть менее чем полностью, так как направлен на подмену реальной борьбы мишурой. Система власти заточена под коррупционную экономику, а указанный закон пытается ее оправдать, дав бесполезные способы борьбы с ней.

Простой пример – принятие кодекса этики и служебного поведения работников. Ну, примет организация кодекс этики. Такие кодексы есть во всех госорганизациях. Искоренило коррупцию? Нет, скорее оправдало руководство организации перед обществом при совершении правонарушений сотрудниками. Еще – разработка плана антикоррупцонных мероприятий. «О боже, как же сотрудники могли украсть кхе-кхелионов, они ведь посмотрели фильм о вреде коррупции и в кабинетах повесили портреты Президента, который с укором смотрит на трясущиеся руки руководителей, бухгалтеров, снабженцев и прочих ЛПР». К сожалению, мероприятия, направленные на формирование неприязни к коррупции не работают в условиях взрослой и устоявшейся психики.

При этом есть акты, реально направленные на борьбу с такими неподтвержденными доходами (не только работников госструктур), но суть закона и практика его применения в нашей стране расходится в очень большом количестве случаев. Таким законом является Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ, который обязывает финансовые организации уведомлять органы о «странных» операциях. При этом, акт больше работает на усложнение жизни для бизнеса, чем реальным контролем.

Другое дело, когда инструменты есть, они работают эффективно в других странах, но не работают в должной мере у нас. Например, те самые декларации о доходах, институт конфликта интересов, запрет на ведение бизнеса и прочее. Сведения, указанные в декларациях, если цифры доходов и имущества более-менее вменяемые и соотносимые, никто проверять не будет.

Это еще и при том, что само по себе превышение расходов над доходами не наказывается. Хотя фактически, указанное является свидетельством состоявшегося нарушения. Стоит сказать, что Россия до сих пор не ратифицировала ст.20 Конвенции ООН против коррупции (текст следующий: при условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать).

Вопрос контроля за доходами и недвижимостью слуг государевых регулирует Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон 230-ФЗ) и Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Указ). В Указе устанавливается перечень должностей, которые ответственны за контроль подаваемых сведений той или иной структуры и устанавливает форму декларации, а Закон регулирует все остальные основные вопросы. Есть еще Методика Генеральной прокуратуры РФ «Контроль за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам. Памятка для служащих», в которой ничего нового вы, конечно, не найдете – переписанный закон 230-ФЗ и иллюстрации к этим нормам в виде машинок и улыбающихся человечков.

Так, в соответствии с ч.1 ст.2 Закона 230-ФЗ объектами контроля являются доходы:

1) лиц, замещающих (занимающих):

а) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;

б) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

в) государственные должности субъектов Российской Федерации;

г) муниципальные должности;

д) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

е) должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

ж) должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

з) должности в Банке России, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

и) должности в государственных корпорациях, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

к) должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

л) должности в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

м) отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

н) должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

о) должности атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

1.1) лиц, замещавших (занимавших) должности, указанные в вышеуказанном пункте, и освобожденных от государственных должностей Российской Федерации, должностей членов Совета директоров Банка России, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, либо уволенных с федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, из Банка России, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее — лица, замещавшие (занимавшие) должности);

2) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) или замещавших (занимавших) должности, указанные в пункте 1.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Только так можно провести контроль деклараций чиновников – если сделка превышает доход семьи за три года.

Что делать, если обнаружилось неосновательное обогащение чиновника?

Кто может предоставить такие сведения? «Донос» обязательно пишется в письменной форме и может быть подан должностному лицу, уполномоченному Указом, следующими лицами:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, Службы финансового уполномоченного, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

3) Общественной палатой Российской Федерации;

4) общероссийскими средствами массовой информации.

К сожалению, в данном случае, созданное общественное объединение не сможет без регистрации вести уставную деятельность и производить контроль деклараций чиновников. Такой случай – единственный, когда нельзя вести деятельность общественного объединения без создания юридического лица.

А вот, что представляет собой контроль деклараций чиновников, которую проведет уполномоченное лицо:

1) истребование от данного лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;

2) проверку достоверности и полноты сведений;

3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.

И проблемы здесь две. Во-первых, в законе не указано, как должностное лицо будет проверять достоверность сведений. Т.е. можно не делать никаких запросов и просто поверить проверяемому. Во-вторых, в соответствии со ст.8 никто не обязан отчитываться тому, кто подал информацию о возможном несоответствии расходов доходам.

Понравилась статья? Вы можете нас поддержать:

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять