• Мы
    • Вакансии и помощь
    • Команда
  • Юридические услуги
    • Юрист по закупкам
    • Жалобы в ЕСПЧ
    • Поддержка активистов и гражданский контроль
    • Юрист на выборы
    • Регистрация НКО
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Нет результатов
Показать все результаты
24 марта, 2023
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
​
  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Cтать автором / редактором
Просветительский журнал STRIKUN.RU
Нет результатов
Показать все результаты
Главная Закон

Общественный контроль государственных закупок

Закон
Общественный контроль государственных закупок
235
Прочитали
Содержание
Общественный контроль государственных закупок
Общественный контроль – законодательные основы
Контроль государственных закупок через мониторинг
Нарушение законодательства о контрактной системе и закупках отдельными видами юридических лиц

Общественный контроль государственных закупок

Общественный контроль государственных закупок довольно интересное занятие. Вкратце, общественный контроль закупок для государственных и муниципальных нужд реализуется через мониторинг и дальнейшее обжалование коррупционных торгов. О жалобах мы писали ранее, сейчас поговорим об организационных вопросах и мониторинге.

Общественный контроль – законодательные основы

В соответствии с ч.1 ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-фз) граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее — общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

При том, что правами наделены только общественные объединения и объединения юридических лиц (ч.3 ст.102 Закона №44-фз):

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, остается открытым вопрос о возможности проведения мероприятий по общественному контролю в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон №212-фз). Так, согласно  ч.1 ст.9 Закона №212-фз субъектами общественного контроля являются:

1) Общественная палата Российской Федерации;

2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, согласно части 4 статьи 3 упомянутого федерального закона общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с данным федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии с ч.5 ст.3 Закона №212-фз общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных Законом 212-ФЗ.

Так, следовательно, общественные объединения имеют право на осуществление общественного мониторинга и общественного обсуждения.

Контроль государственных закупок через мониторинг

Независимый мониторинг может проводиться также в отношении закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-фз).

Как проводить мониторинг? В свое время я готовил методические рекомендации следующего характера.

Мониторинг закупок проводится с использованием Официального сайта ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК «zakupki.gov.ru».

Общественный мониторинг может проводиться наблюдателем в разных форматах по его выбору:

  • Мониторинг закупочной деятельности Заказчика. В данном случае, наблюдателем свободно определяется объект контроля (деятельность заказчика за определенный период) и комплексно проверяется на предмет нарушений.
  • Мониторинг вновь размещенных закупок. Наблюдателем просматриваются опубликованные закупки разных Заказчиков. В данном случае целесообразен ежедневный (иной периодичностью) просмотр закупок, ограниченный географическим признаком.
  • Мониторинг нарушений при проведении закупки по сообщениям о нарушении законодательства, поступившим от участника или потенциального участника закупки.

Основная работа по изучению процедуры закупки производится на стадии размещения закупки:

  • Проверяются на соответствие законодательству содержание извещения и документации о закупке;
  • Проверяется обоснованность применения запретов, ограничений, преференций участникам закупок;
  • Проверяется правильность расчета критериев оценки заявок;
  • Проверяется обоснованность установления требованиям участников закупки;
  • Проверяются требования к форме и содержанию заявок (в том числе обязательные формы);
  • Проверяется описание объекта закупки (на искусственное усложнение «технического задания», «заточенность» характеристик объекта под одного производителя или участника рынка);
  • Проверяется проект контракта на обязательные требования законодательства;
  • Проверяется содержание протоколов закупки и срок их размещения;
  • Проверяются сроки заключения и исполнения контракта.

Нарушение законодательства о контрактной системе и закупках отдельными видами юридических лиц

По результатам мониторинга могут быть выявлены следующие виды нарушений:

  1. Коррупционные нарушения (наличие коррупционных факторов в закупках или «схем»);
  2. Нарушение конкуренции;
  3. Иные нарушения законодательства, напрямую не влияющие на права и законные интересы участников закупок.

Сами нарушения и возможные схемы описывать здесь уже не будем, просто перечислим основные схемы. Если вы планируете всерьез заняться контролем закупок, рекомендую прочесть отдельную книжку, выпущенную ОНФ — Серая книга Остапа Бендера. Там подробно указано большинство нарушений, которые могут быть не просто ограничением конкуренции, но и следствием коррупции.

Например:

  1. Указание в документации конкретной торговой марки без указания эквивалента.
  2. Отсутствие существенных для исполнения контракта сведений, таких как подробное техническое задание, регламент поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, объективно описанные технические характеристики и т. д.
  3. Проведение закупки с ограничениями для российских производителей.
  4. Проведение крупной закупки, описание объекта закупки (техническое задание) к которому сокращено до нескольких страниц и не дает полного представления о сути контракта и требуемых работах.
  5. Закупка товара или услуги, которых не существует на рынке или потребительские свойства которых невозможны к реализации, с последующей поставкой товара или услуги, не соответствующей заявленным качествам.
  6. В документации указываются такие технические подробности, которые делают возможным закупку только одной конкретной товарной позиции или услуги.
  7. Игнорирование требования о проведении обязательного общественного обсуждения закупки на сумму более 1 млрд. рублей.
  8. Размещение закупок с избыточными потребительскими свойствами (золотые унитазы, служебные Бентли и другие предметы роскоши).
  9. Начальная (максимальная) цена контракта не обоснована или обоснована некорректно, без использования методов обоснования цены (ст.22 Закона 44-ФЗ).
  10. Неверно составленные документы закупки (ошибки в итоговом протоколе, перечне обязательных сведений, датах и времени проведения процедур).
  11. Проведение вместо аукциона конкурса для включения качественных показателей.
  12. Написание документации закупки в нераспространенных текстовых редакторах и защита документации от чтения паролем.
  13. Ограничение возможности поиска и копирования информации в документации заказчика.
  14. Установление барьеров для подачи документов на участие в конкурсе для отдельных участников (пропуск в помещение, наличие сотрудника, принимающего документацию).
  15. Разбивка закупки на несколько отдельных процедур для сокращения минимального срока подачи заявок (НМЦК до 3 млн. рублей — 7 дней, свыше 3 млн. рублей — 15 дней).
  16. Срок исполнения заказа сокращен так, что без готового решения контракт не может быть исполнен.
  17. Объединение большого объема разноплановых товаров, работ, услуг в один лот (закупку).
  18. Однотипные работы по контракту должны быть выполнены на большом количестве объектов.
  19. Включение завышенных требований к участнику в отношении опыта, наличия лицензий, сертификатов и т.д., не относящихся к сути контракта.
  20. В требованиях к исполнителю прописывается необходимость получения документов от организации лояльной к конкретному исполнителю или заказчику.
  21. Отклонение заявок отдельных участников по формальным признакам.
  22. «Таран» (подходит только для аукциона) — «свой» участник заводит 3 юридических лица, заведомо зная, что два из них не пройдут по вторым частям заявок. После начала аукциона первая компания делает один минимальный шаг, а две другие без всяких пауз начинают делать максимальные шаги, резко сбивая цену ниже себестоимости. Таким образом, остальные участники видят, что цена уже слишком низкая, и теряют интерес, не подавая своих ценовых предложений. Далее заказчик отклоняет обе компании по различным причинам (нехватка дополнительных документов, отсутствие возможности исполнить контракт и т.д.).

Понравилась статья? Вы можете нас поддержать:

Связанные статьи:

Жалоба в УФАС на закупку по 44-ФЗ / 223-ФЗ

Метки Инструкциикоррупцияобщественный контрольпротиводействие коррупции
Сергей Стрикун

Сергей Стрикун

Издатель, главный редактор и автор STRIKUN.RU, имеет юридическое и политологическое образование. Юрист-практик, специализируется на госзакупках, НКО, выборах

Следующая статья
Контроль деклараций чиновников

Контроль деклараций чиновников

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Свежий выпуск STRIKUN/time

  • STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

    STRIKUN/time #13. Кому и для чего нужен "новояз"?

Свежие статьи

Кому и для чего нужен Новояз?

Кому и для чего нужен «новояз»?

13.06.2022
Как пацифист может ответить милитаристу

Как пацифист может ответить милитаристу

27.03.2022
Спецоперация в Украине

Спецоперация в Украине: советы о пропаганде, психическом здоровье и поведении в соцсетях

06.03.2022
Власть развращает? Современные исследования

Власть развращает? Современные исследования

14.05.2022
Умеренный консерватизм оптимистов (картина Владимира Казака)

Умеренный консерватизм оптимистов

18.11.2021
Права работника и обязанности работника - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Права работника и обязанности работника

26.09.2021
Итоги выборов в Госдуму 2021

Итоги выборов в Госдуму 2021 года

25.09.2021
Избирательная система - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательная система

19.09.2021
Избирательное объединение - гуманитарная энциклопедия STRIKUN.RU

Избирательное объединение

19.09.2021
Госдума седьмого созыва

Чем запомнилась Госдума седьмого созыва

09.09.2021

Навигация по тегам

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 CANVAS.

  • экономика
  • Политика
  • политическая идеология
  • права человека
  • форма государства
  • аналитика
  • термины
  • идеология
  • Новости
  • политическая философия
  • право
  • выборы
  • скрепы
  • закон
  • история
  • протесты
  • энциклопедия
  • конституция
  • общество
  • персоналии
  • Мы
  • Юридические услуги
  • Лекторий STRIKUN.RU
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика конфиденциальности
Редакция и юристы: strikunsi@yandex.ru Хочешь стать автором? Пиши!

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

  • Закон
  • Власть
  • Общество
  • Библиотека
  • СпецПроекты
  • Энциклопедия
Нет результатов
Показать все результаты

© 2020 Журнал STRIKUN.RU - политика, право, институты

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности