Общественный контроль государственных закупок
Общественный контроль государственных закупок довольно интересное занятие. Вкратце, общественный контроль закупок для государственных и муниципальных нужд реализуется через мониторинг и дальнейшее обжалование коррупционных торгов. О жалобах мы писали ранее, сейчас поговорим об организационных вопросах и мониторинге.
Общественный контроль – законодательные основы
В соответствии с ч.1 ст. 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-фз) граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее — общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
При том, что правами наделены только общественные объединения и объединения юридических лиц (ч.3 ст.102 Закона №44-фз):
1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, остается открытым вопрос о возможности проведения мероприятий по общественному контролю в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон №212-фз). Так, согласно ч.1 ст.9 Закона №212-фз субъектами общественного контроля являются:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, согласно части 4 статьи 3 упомянутого федерального закона общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с данным федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии с ч.5 ст.3 Закона №212-фз общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных Законом 212-ФЗ.
Так, следовательно, общественные объединения имеют право на осуществление общественного мониторинга и общественного обсуждения.
Контроль государственных закупок через мониторинг
Независимый мониторинг может проводиться также в отношении закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-фз).
Как проводить мониторинг? В свое время я готовил методические рекомендации следующего характера.
Мониторинг закупок проводится с использованием Официального сайта ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК «zakupki.gov.ru».
Общественный мониторинг может проводиться наблюдателем в разных форматах по его выбору:
- Мониторинг закупочной деятельности Заказчика. В данном случае, наблюдателем свободно определяется объект контроля (деятельность заказчика за определенный период) и комплексно проверяется на предмет нарушений.
- Мониторинг вновь размещенных закупок. Наблюдателем просматриваются опубликованные закупки разных Заказчиков. В данном случае целесообразен ежедневный (иной периодичностью) просмотр закупок, ограниченный географическим признаком.
- Мониторинг нарушений при проведении закупки по сообщениям о нарушении законодательства, поступившим от участника или потенциального участника закупки.
Основная работа по изучению процедуры закупки производится на стадии размещения закупки:
- Проверяются на соответствие законодательству содержание извещения и документации о закупке;
- Проверяется обоснованность применения запретов, ограничений, преференций участникам закупок;
- Проверяется правильность расчета критериев оценки заявок;
- Проверяется обоснованность установления требованиям участников закупки;
- Проверяются требования к форме и содержанию заявок (в том числе обязательные формы);
- Проверяется описание объекта закупки (на искусственное усложнение «технического задания», «заточенность» характеристик объекта под одного производителя или участника рынка);
- Проверяется проект контракта на обязательные требования законодательства;
- Проверяется содержание протоколов закупки и срок их размещения;
- Проверяются сроки заключения и исполнения контракта.
Нарушение законодательства о контрактной системе и закупках отдельными видами юридических лиц
По результатам мониторинга могут быть выявлены следующие виды нарушений:
- Коррупционные нарушения (наличие коррупционных факторов в закупках или «схем»);
- Нарушение конкуренции;
- Иные нарушения законодательства, напрямую не влияющие на права и законные интересы участников закупок.
Сами нарушения и возможные схемы описывать здесь уже не будем, просто перечислим основные схемы. Если вы планируете всерьез заняться контролем закупок, рекомендую прочесть отдельную книжку, выпущенную ОНФ — Серая книга Остапа Бендера. Там подробно указано большинство нарушений, которые могут быть не просто ограничением конкуренции, но и следствием коррупции.
Например:
- Указание в документации конкретной торговой марки без указания эквивалента.
- Отсутствие существенных для исполнения контракта сведений, таких как подробное техническое задание, регламент поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, объективно описанные технические характеристики и т. д.
- Проведение закупки с ограничениями для российских производителей.
- Проведение крупной закупки, описание объекта закупки (техническое задание) к которому сокращено до нескольких страниц и не дает полного представления о сути контракта и требуемых работах.
- Закупка товара или услуги, которых не существует на рынке или потребительские свойства которых невозможны к реализации, с последующей поставкой товара или услуги, не соответствующей заявленным качествам.
- В документации указываются такие технические подробности, которые делают возможным закупку только одной конкретной товарной позиции или услуги.
- Игнорирование требования о проведении обязательного общественного обсуждения закупки на сумму более 1 млрд. рублей.
- Размещение закупок с избыточными потребительскими свойствами (золотые унитазы, служебные Бентли и другие предметы роскоши).
- Начальная (максимальная) цена контракта не обоснована или обоснована некорректно, без использования методов обоснования цены (ст.22 Закона 44-ФЗ).
- Неверно составленные документы закупки (ошибки в итоговом протоколе, перечне обязательных сведений, датах и времени проведения процедур).
- Проведение вместо аукциона конкурса для включения качественных показателей.
- Написание документации закупки в нераспространенных текстовых редакторах и защита документации от чтения паролем.
- Ограничение возможности поиска и копирования информации в документации заказчика.
- Установление барьеров для подачи документов на участие в конкурсе для отдельных участников (пропуск в помещение, наличие сотрудника, принимающего документацию).
- Разбивка закупки на несколько отдельных процедур для сокращения минимального срока подачи заявок (НМЦК до 3 млн. рублей — 7 дней, свыше 3 млн. рублей — 15 дней).
- Срок исполнения заказа сокращен так, что без готового решения контракт не может быть исполнен.
- Объединение большого объема разноплановых товаров, работ, услуг в один лот (закупку).
- Однотипные работы по контракту должны быть выполнены на большом количестве объектов.
- Включение завышенных требований к участнику в отношении опыта, наличия лицензий, сертификатов и т.д., не относящихся к сути контракта.
- В требованиях к исполнителю прописывается необходимость получения документов от организации лояльной к конкретному исполнителю или заказчику.
- Отклонение заявок отдельных участников по формальным признакам.
- «Таран» (подходит только для аукциона) — «свой» участник заводит 3 юридических лица, заведомо зная, что два из них не пройдут по вторым частям заявок. После начала аукциона первая компания делает один минимальный шаг, а две другие без всяких пауз начинают делать максимальные шаги, резко сбивая цену ниже себестоимости. Таким образом, остальные участники видят, что цена уже слишком низкая, и теряют интерес, не подавая своих ценовых предложений. Далее заказчик отклоняет обе компании по различным причинам (нехватка дополнительных документов, отсутствие возможности исполнить контракт и т.д.).
Понравилась статья? Вы можете нас поддержать:
Связанные статьи: