Джин Шарп: 198 методов ненасильственных действий

Джин Шарп (1928-2018)

Джин Шарп, сын проповедника, чье собственное евангелие ненасильственной борьбы вдохновило бархатные революции, свергнувшие диктаторов на четырех континентах, умер 28 января в своем доме в Бостоне. Ему было 90.

О его смерти сообщила Джамиля Ракиб, афганская беженка, исполнительный директор Института Альберта Эйнштейна, который доктор Шарп основал в 1983 году для содействия смене режима коренных народов.

Его стратегия была принята повстанцами в Прибалтике, Сербии, Украине, Бирме (ныне Мьянма) и Египте во время беспорядков Арабской весны. Движение «Оккупируй Уолл-стрит» и другие демонстрации в знак протеста против экономического неравенства в Соединенных Штатах также черпали из руководства Шарпа.

Доктор Шарп стал интеллектуальным отцом мирного сопротивления и основателем академической дисциплины, посвященной делу его жизни, которая синтезирует философию, поддерживаемую Эйнштейном, Ганди, Толстым, Томасом Гоббсом, Генри Дэвидом Торо и преподобным Мартином Лютером Кингом-младшим.

Он также мог быть прагматичным стратегом и, хотя обычно застенчивым и мягким, иногда резким защитником.

198 методов ненасильственных действий

Он вооружил своих последователей списком из 198 методов ненасильственных действий и отказа от сотрудничества, чтобы разрушить или даже парализовать репрессивные власти.

“В Южной Америке пишут не Че Гевару, а Джина Шарпа”, – сказал шотландский журналист Руарид Эрроу, снявший в 2011 году известный документальный фильм о докторе Шарпе “Как начать революцию” и написавший его биографию.

Джин Шарп призвал протестующих, среди прочего, принять особый цвет (оранжевый в Украине) или символ (сербские домохозяйки стучат кастрюлями и сковородками) для протеста. Другие формы организованного гражданского неповиновения, по его словам, включают бойкоты, фальшивые похороны, голодовки и то, что он назвал “протестами дилеммы”, которые толкают правительства на контрпродуктивные ответные меры.

Ненасильственным действием № 57 было то, что он называл “Лисистратическим бездействием” – название, заимствованное из антивоенной пьесы Аристофана “Лисистрата”, в которой древние афинские женщины отказывали воинственным мужчинам в сексе до тех пор, пока те не соглашались отказаться от агрессии.

Его философию можно свести к двум аксиомам:

Во-первых, автократия уязвима для подрыва, потому что “диктаторы никогда не бывают такими сильными, как они говорят, – сказал он в фильме мистера Эрроу, – и люди никогда не бывают такими слабыми, как они думают.”

Во-вторых, в то время как ограниченное насилие против диктаторских правительств иногда может быть неизбежным, насилие провоцирует большее насилие, стратегия, которая дает диктаторам преимущество.

Хотя смерть Ганди в 1948 году побудила молодого доктора Шарпа начать проповедовать ненасилие, он не был пацифистом. Он восхищался Ганди не столько за его этическую приверженность делу, сколько за его отказ от пассивного подчинения и его тактический успех с ненасильственными альтернативами.

Характеризуемый по-разному как “Макиавелли ненасилия” и “Клаузевиц ненасильственной войны”, Джин Шарп утверждал, что ненасильственное сопротивление черпает свою силу из основной человеческой природы.

“Это строится не на способности людей любить друг друга и подставлять другую щеку, – сказал он газете” Бостон глоуб “в 1983 году, – а на способности людей быть упрямыми и проклятыми, и мы все хороши в этом.”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности