Джин Шарп (1928-2018)
Джин Шарп, сын проповедника, чье собственное евангелие ненасильственной борьбы вдохновило бархатные революции, свергнувшие диктаторов на четырех континентах, умер 28 января в своем доме в Бостоне. Ему было 90.
О его смерти сообщила Джамиля Ракиб, афганская беженка, исполнительный директор Института Альберта Эйнштейна, который доктор Шарп основал в 1983 году для содействия смене режима коренных народов.
Его стратегия была принята повстанцами в Прибалтике, Сербии, Украине, Бирме (ныне Мьянма) и Египте во время беспорядков Арабской весны. Движение «Оккупируй Уолл-стрит» и другие демонстрации в знак протеста против экономического неравенства в Соединенных Штатах также черпали из руководства Шарпа.
Доктор Шарп стал интеллектуальным отцом мирного сопротивления и основателем академической дисциплины, посвященной делу его жизни, которая синтезирует философию, поддерживаемую Эйнштейном, Ганди, Толстым, Томасом Гоббсом, Генри Дэвидом Торо и преподобным Мартином Лютером Кингом-младшим.
Он также мог быть прагматичным стратегом и, хотя обычно застенчивым и мягким, иногда резким защитником.
198 методов ненасильственных действий
Он вооружил своих последователей списком из 198 методов ненасильственных действий и отказа от сотрудничества, чтобы разрушить или даже парализовать репрессивные власти.
“В Южной Америке пишут не Че Гевару, а Джина Шарпа”, — сказал шотландский журналист Руарид Эрроу, снявший в 2011 году известный документальный фильм о докторе Шарпе “Как начать революцию” и написавший его биографию.
Джин Шарп призвал протестующих, среди прочего, принять особый цвет (оранжевый в Украине) или символ (сербские домохозяйки стучат кастрюлями и сковородками) для протеста. Другие формы организованного гражданского неповиновения, по его словам, включают бойкоты, фальшивые похороны, голодовки и то, что он назвал “протестами дилеммы”, которые толкают правительства на контрпродуктивные ответные меры.
Ненасильственным действием № 57 было то, что он называл “Лисистратическим бездействием” — название, заимствованное из антивоенной пьесы Аристофана “Лисистрата”, в которой древние афинские женщины отказывали воинственным мужчинам в сексе до тех пор, пока те не соглашались отказаться от агрессии.
Его философию можно свести к двум аксиомам:
Во-первых, автократия уязвима для подрыва, потому что “диктаторы никогда не бывают такими сильными, как они говорят, — сказал он в фильме мистера Эрроу, — и люди никогда не бывают такими слабыми, как они думают.”
Во-вторых, в то время как ограниченное насилие против диктаторских правительств иногда может быть неизбежным, насилие провоцирует большее насилие, стратегия, которая дает диктаторам преимущество.
Хотя смерть Ганди в 1948 году побудила молодого доктора Шарпа начать проповедовать ненасилие, он не был пацифистом. Он восхищался Ганди не столько за его этическую приверженность делу, сколько за его отказ от пассивного подчинения и его тактический успех с ненасильственными альтернативами.
Характеризуемый по-разному как “Макиавелли ненасилия” и “Клаузевиц ненасильственной войны”, Джин Шарп утверждал, что ненасильственное сопротивление черпает свою силу из основной человеческой природы.
“Это строится не на способности людей любить друг друга и подставлять другую щеку, — сказал он газете” Бостон глоуб “в 1983 году, — а на способности людей быть упрямыми и проклятыми, и мы все хороши в этом.”