Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Очень важно закреплять в основном законе такое политическое право. Ведь именно оно дает возможность выразить недовольство против произвола властей.
Конституционную норму развивает Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ. Во многом этот закон устанавливает правила проведения массовых мероприятий. Указывает требования его проведения, требования к организатору, что можно, а чего нельзя делать участникам, процедуру уведомления. Что интересно, многие используют конструкцию «согласовать мероприятие», однако в законе указано «уведомить о мероприятии». Под согласованием ведь понимаются действие двух сторон. А под уведомлением только действие одной стороны – организатора. Разница существенная. И действительно, то, что подается как уведомление, на самом деле является согласованием. Ведь после того, как организатор уведомил орган МСУ, он должен получить разрешение.
Еще одно заблуждение – массовое мероприятие может быть незаконным. Не может. Несогласованным – да, незаконным – нет. Ведь есть у людей право проводить собираться. Это право никто отменить не может. Поэтому, я считаю, что нормы названного 54-ФЗ о согласовании это нонсенс, абсурд и правовая коллизия. Норма некоституционна. Еще больший абсурд – административная и уголовная ответственность за фактическую реализацию своего конституционного права на собрания. Да, называются составы по-другому. Но это фактически ответственность за реализацию права.
Глубоко в дебри мы залезать не будем, в позапрошлом выпуске я делал обзор на виды массовых мероприятий и их отличия, можете ознакомиться.
Статья 32
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
- Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
В данной статье тоже указываются политические права. Именно те, которые составляют так называемый народный суверенитет, исходя из деления на ветви власти. Теория народного суверенитета разработана еще Ж-Ж Руссо, под которым тот понимает независимость народа и состоянием, когда народ является единственным источником власти в стране.
До этого, понятие суверенитета ввел Жан Боден, но мыслил он его как суверенитет государства. Т.е. совершенно наоборот нежели Руссо – когда государство довлеет над населением.
Статья 32 Конституции перекликается как раз со статьей 3 – там говориться о народе как ЕДИНСТВЕННОМ источнике власти (в ч.1) и о том, как он эту власть может реализовать – через органы госвласти и МСУ, референдум и выборы (ч.2 и 3).
А в рассматриваемой статье уже указывается непосредственно – реализация власти через представителей (т.е. депутатов), через знаменитые пассивное и активное избирательное право (т.е. можно не только выбрать, но и самому выдвинуть кандидатуру), через муниципальную и государственную службу (непосредственно пойти в службу работать) и участие в отправлении правосудия. Соответственно власть можно реализовать через законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
И если с избирательным правом и референдумами вроде бы понятно, то с госслужбой и правосудием не все так гладко. Да, на должность вы можете попасть только через конкурс, но для этого есть ограничения – стаж работы, возраст, образование. Если на госслужбу попасть легче, то с судьями сложновато, ибо требования серьезные. Поэтому здесь тезис о реализации властных полномочий через правосудие и госсужбу непосредственно, а не через представителей проваливается. Ленин был не прав о том, что каждая кухарка сможет управлять государством – не сможет.
Да, косвенно реализация власти народа в судебной и исполнительной власти есть через систему сдержек и противовесов. Т.к. назначение руководителей ведомств и служб идет от выбранных народом лиц. Однако инструменты прямого участия пока отсутствуют, хотя мы не теряем надежды, что когда-нибудь они будут разработаны.
Так вот. Ребята, у нас есть целый арсенал для реализации прав на управление. Давайте пользоваться – голосовать так как нам надо, а не элитам, избираться сами, идти на службу, пользоваться другими инструментами.