Тайна голосования и принципы голосования
У голосования на выборах есть несколько основополагающих принципов (например, тайна голосования или наблюдение), которые установлены международным и национальным законодательством.
Так, обычно гарантируется:
- Всеобщее избирательное право — голосовать могут все граждане, за некоторым исключением – недееспособные, несовершеннолетние и отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- Равное избирательное право – равный доступ к голосованию и равный вес голосов;
- Периодичность – когда у каждого выборного органа или должностного лица установлен срок полномочий, перед истечением которых и проводится голосование;
- Тайное голосование – гарантирует неподконтрольность голоса избирателя в виду неизвестности для заинтересованных лиц его выбора.
Обычно так и формулируется – гарантируется всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании. Тайна голосования устанавливается международными актами – 21 статьей Всеобщей декларации прав человека 1948 года и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Отечественным законодательством – в Конституции указанные принципы закреплены только в отношении выборов Президента в статье 81 (кстати, что и показывает суперзначимость именно президентских выборов и самого поста) и статье 3 Федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав..». Еще одно отличие нашего законодательства от международного – периодичность у нас не закрепляется в качестве принципа, она закрепляется только в качестве прямых норм для частных случаев.
Новый законопроект, нарушающий наблюдение и тайну голосования на выборах
Все четыре принципа (в том числе тайна голосования) должны обеспечивать демократическое управление в стране и честность выборов. Но скоро у нас «скоропостижнется» ака «пойдет по пизде» принцип тайного голосования, этот факт поставит под вопрос весь смысл процедуры выборов.
Все дело в принятом в третьем чтении законопроекте № 912249-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Пунктом 6 статьи 2 указанного законопроекта редактируется пункт 14 статьи 64 Закона 67-ФЗ:
При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.
Аналогичная норма закрепляется и в Федеральном законе «О выборах депутатов ГД». Эти нехорошие люди, те кто закон принимал, даже не удосужились прописать процедуру сразу в законе, отдав это на откуп полностью подконтрольной ЦИКе. Стоит сказать, что законом вносится еще несколько новшеств – передовая норма о возможности сбора половины подписей через сайт Госуслуг (да, это тоже возможность для манипуляций, но я считаю передовым все, что упрощает участие в выборах и в политической жизни вообще), отнюдь не передовая норма с закреплением новых правил заполнения подписных листов и многое другое. Но я бы хотел остановиться на основополагающем.
Исходя из зачитанного положения, вводится две новые формы голосования – голосование по почте и дистанционное электронное голосование. О последнем мы уже как-то говорили. Дистанционное голосование для многих наших граждан будет выглядеть следующим образом – приглашает вас в день голосования к себе ваш начальник (или администрация учебного заведения), встречает на пороге кабинета, наливает чай с шоколадкой и подводит к компьютеру, где уже открыт сайт Госуслуг. И ни дай бог вы проголосуете неправильно. И даже если вы голосуете из дома, в отсутствие контроля, никто не может вам гарантировать чистоты голосования, правильного учета вашего голоса или отсутствия прямого рисования цифр. Я уже молчу о том, что к каждому дистанционно-голосующему не поставишь наблюдателя, который будет разгонять советчиков специальной мухобойкой, когда избиратель голосует на сайте Госуслуг.
Контроль общественности и учет полученных голосов при голосовании по почте тоже невозможен, так как скорее всего отправка бюллетеней будет возможна за несколько недель до дня голосования, да и точек, где будет необходим контроль будет несколько. То есть ни один наблюдатель не сможет отследить конкретное письмо и его учет в протоколе голосования, если, конечно, как и в первом случае за каждым таким избирателем не закрепят индивидуального наблюдателя.
Прием писем будут проводить как вы уже догадались феодально зависимые операторы «Почты России». И да, на конверте при отправке вы, конечно же, будете писать свои данные.
Кстати, голосование по почте уже проходило в нескольких регионах в Петербурге и Мурманской области в 2011 году по следующей процедуре – желающий пишет заявление в избирательную комиссию (по уровню – в ТИК), ему высылается письмо с бюллетенем, бюллетень отправляется Почтой России, оператор почты сверяет данные на конверте и паспорт, далее конверты вскрываются в день голосования в соответствующей УИКе. Какая уж тут тайна голосования.
Голосование по почте и дистанционное и электронное голосование — почему мы против
Итак, с этими двумя формами голосования видится несколько проблем – невозможность обеспечения принципа тайного голосования и невозможность общественного контроля и наблюдения, которые возможны только при традиционном голосовании на участке и в кабинке. Так как там компактно в небольшой промежуток времени можно всех разместить, все посчитать и проконтролировать.
Наблюдатель ведь решает несколько задач — смотрит не только на то, что посчитают правильно бюллетени (то есть правильно учтут тот или иной индивидуальный голос), но и зафиксируют вбросы и количество проголосовавших, что не даст массово подтасовать цифры, изменить картину в целом, хоть и индивидуальные голоса может быть были учтены правильно. Таким образом, если при нарушении тайны голосования и контроля личного голоса нарушается ваше личное активное избирательное право, то при вбросе или, если комиссия сильно обнаглела, прямом рисовании цифр (а было и такое) нарушаются интересы большой группы людей и общества в целом. И все это может пресечься только наблюдателем.
Например, в 2016 году на участке, где я был наблюдателем нам именно так удалось выявить вброс – мы считали количество зашедших в кабинку для голосования. И наши цифры не сошлись с цифрами в протоколе, а это 300 человек, которых мы пропустить никак не могли.
Именно из-за этих проблем страны с высокой правовой, политической и электоральной культурой не спешат вводить такие формы голосования – как бы мы не доверяли технике, сайтам, структурам, всегда найдется человек, который не сможет устоять перед открывшимся окном возможностей.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он должен упростить голосование для граждан и участие в выборах для кандидатов. Но именно здесь лучшее враг хорошего. Граждане, которые понимают значимость политического действия – голосования и так пройдут на избирательный участок и проголосуют. Это будет именно действием, а не тыканьем кнопок на смартфоне или мастурбацией избирательного бюллетеня почтовым конвертом. А те, кто не хотят участвовать, выбирая неучастие как осознанное политическое действие или по ошибке считая его аполитичным, и так участие не примут, какие условия не создавай.
И в связи с этим, у меня резонный вопрос к законодателям, который, конечно же, они не услышат – «Что же вы наделали, господа?».
Понравилась статья? Поддержите Издание: