Многочисленные проблемы малочисленных народов. Наступление на правозащитников продолжается
Не успело ещё утихнуть возмущение по поводу ликвидации возглавляемого Львом Пономарёвым движения «За права человека», как Мосгорсуд «преподнёс сюрприз»: 6 ноября т.г. ликвидировал старейшую независимую организацию, отстаивавшую права коренных малочисленных народов России. На прекращении по решению суда деятельности «Центра содействия коренным малочисленным народам Севера» настоял Минюст России, поскольку ведомство сочло формальные нарушения устава вполне достаточным условием для того, чтобы ликвидировать организацию. Председатель правления «ЦС КМНС» Родион Суляндзига, комментируя данное событие в интервью интернет-ресурсу «Север.Реалии», охарактеризовал его как открытое давление на правозащитников.
Московский городской суд вынес такое решение по итогам третьего судебного заседания. Как отразил действия судебной инстанции Родион Суляндзига в посте на своей странице в Facebook, «обвинения и претензии МЮ практически те же самые, что и по делу Льва Пономарева и организации «За права человека». И похоже это слаженный и отработанный подход». По мнению председателя Правления ЦС КМНС, член Экспертного Механизма ООН по правам коренных народов Родиона Суляндзиги, это «продолжение открытого давления на организацию и её руководства за правозащитную деятельность по отстаиванию прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, начавшего с 2014 года и продолжающего по сегодняшний день».
Почти 20-летняя история и практика
«Центр содействия коренным малочисленным народам Севера» на сегодняшний день является ведущей экспертной организацией КМНС, которая оказывает информационную, образовательную, правовую помощь представителям коренных народов на всех уровнях. Созданная в 2000 году, эта организация разработала более 20 различных пилотных программ повышения квалификации, провела сотни семинаров, стажировок и конференций по различным вопросам жизнедеятельности КМНС, в которых приняло участие более 2000 представителей северных народов. Партнёрами Центра выступают являются ведущие учёные, эксперты и университеты страны. Более того, ЦС КМНС, на что обращает внимание Родион Суляндзига, «является единственной организацией коренных народов России, имеющей специальный статус и аккредитацию при агентствах и структурах ООН, как ЮНЕСКО, ЮНЕП, ФАО, КБР, Экономический и Социальный Совет и другие». Организацией, входящей в образовательную сеть Университета Арктики, члены и эксперты которой активно принимают участие в различных региональных, национальных и международных встречах и программах.
О насущной потребности в функционировании ЦС КМНС говорят «кричащие» проблемы. В их числе – те, на которые обращает внимание не только российских властей, но и общественности Родион Суляндзига: «За период между переписями 2000 и 2010 гг. мы уже потеряли два народа: алюторцы и кереки. Близко к черте исчезновения с национальной карты страны ещё более десяти народов, чья численность не превышает 2000 человек».
Злободневность деятельности правозащитников выражена в следующей мысли Родиона Суляндзиги: «Мы будем продолжать нашу работу по защите наиболее невидимых и уязвимых слоёв нашего общества, как коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, последнего барьера для корпораций на пути эксплуатации ресурсов Арктики и Севера, и последних хранителей природного наследия России».
Что же касается решения Мосгорсуда от 6 ноября 2019 года, то оно «отбросило далеко назад веру коренных народов Севера на доступ к справедливому правосудию».
Борьба с правозащитниками: не мытьём, так катаньем
О тех инструментах противодействия, которые применяют государственные структуры по отношению к правозащитникам, весьма наглядно свидетельствуют те меры, которые на себе испытал сам Родион Суляндзига. В публикации интернет-ресурса «Кавказ.Реалии», приуроченной к состоявшемуся накануне решению суда о ликвидации «Центра содействия коренным малочисленным народам Севера», говорится буквально следующее: «…В сентябре 2014 года его не выпустили из России для участия в конференции ООН по вопросам коренных народов, вырезав страницу из загранпаспорта: его обвинили в нарушении режима государственной границы и возбудили административное дело (часть 1 статьи 18.1 КоАП РФ), а потом дело закрыли из-за отсутствия состава преступления. В декабре 2016 года, накануне Форума аборигенных народов в Москве, в квартире Суляндзиги прошёл обыск, а его самого вызывали на допрос в полицию. Брат Родиона, Павел, также активный правозащитник, тогда связал обыски с желанием силовиков привлечь брата в качестве свидетеля по уголовному делу, которое якобы фабрикуется против него самого. В итоге дело было возбуждено, а сам Павел Суляндзига уехал в США и попросил там политическое убежище».
Что же касается самого ЦС КМНС, то эта организация (первоначальное её название – «Российский учебный центр коренных народов») является, по замечанию «Кавказ.Реалии», «старейшей и наиболее авторитетной независимой организацией, отстаивающей права коренных народов страны», «единственной организацией коренных народов России, имеющей специальный статус и аккредитацию в важнейших структурах ООН», «единым голосом коренных народов на мировой арене, чьё мнение далеко не всегда совпадает с официальной позицией государства».
Немудрено, что в 2015 году ЦС КМНС признали «иностранным агентом» и подвергли штрафу на 300 тысяч рублей. Правда, в 2018 году, поскольку организация отказалась от иностранного финансирования, из этого «чёрного» списка Центр был исключён. Однако «формальные нарушения» привели к недавним событиям с ликвидацией.
Чем же недовольно российское государство? На начальном этапе деятельность ЦС КМНС была направлена на то, чтобы помочь коренным народам интегрироваться в рыночную экономику, содействовать экономическому развитию общин этих народов, оказывать им юридическую поддержку и т.д. При этом основной была (да и остаётся) информационная деятельность.
Реализуя международные проекты, ЦС КМНС, естественно, вынужден раскрывать мировому сообществу глаза на происходящее в России. Об этом Родион Суляндзига высказался так: «…Всё завязано на Арктике и масштабных коммерческих проектах в Арктике. Они оказывают сильное негативное воздействие на природу и на жителей Арктики, прежде всего на коренные народы. Это очень серьезные вопросы. Вы же знаете заявление президента страны о том, что «Россия будет прирастать Арктикой»? Речь идёт в первую очередь о продолжении эксплуатации природных ресурсов, которые приносят деньги в бюджет и обеспечивают энергетическую безопасность страны. Корпорациям дан зелёный свет для освоения Арктики.
И коренные народы им мешают. Россия осталась единственной развитой страной, которая не поддержала Декларацию ООН о правах коренных народов и не присоединилась к Конвенции Международной организации труда №169. В России нет механизма правового регулирования использования недр и земель, на которых проживают коренные народы (хотя есть рамочный декларативный закон, который непонятно как надо исполнять)».
По сути, возможно говорить о столкновении интересов корпораций и коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Говоря словами Родиона Суляндзиги, для ведения хозяйственной деятельности в той же Арктике «бизнесу достаточно получить лицензию, соблюсти какие-то экологические стандарты, платить налоги, и всё, можно работать. Но ведь Арктика – это не только нефть и газ, это территория проживания коренных народов и их традиционного природопользования. Им нужны огромные территории и акватории для оленеводства, охоты, рыболовства. Тут и возникает конфликт интересов. Чью же сторону возьмет государство? Конечно, оно будет в альянсе с бизнесом и региональными властями. Возникает вопрос: а что в этой ситуации делать коренным [народам]?»
Впрочем, сам же Родион Суляндзига и даёт ответ: «Отстаивать свои права на традиционное природопользование, на свою землю…» Задача ЦС КМНС – помочь в этом отстаивании прав. Поэтому-то организация, образно говоря, является «занозой для государства». Как бы ни было сложно и в других странах, где тоже возникает конфликт между интересами коренных народов и бизнеса, там «давно налажен процесс согласования интересов». Что же касается России, то у нас государству «легче провести фестивали, концерты, применить музейный подход к коренным народам, чем заняться серьёзными вопросами, от которых реально зависит судьба этих народов. Эти вопросы – о территориях, землях, природных ресурсах. С тандемом бизнеса и государства в Арктике бороться практически невозможно. Если бы у нас было социальное государство, оно бы заботилось о людях, а не о корпорациях, прежде всего в хрупких арктических регионах».
Продолжать работу, насколько будет позволено…
Именно на это нацелены участники «Центра содействия коренным малочисленным народам Севера». Понимая, насколько формально проводятся мероприятия, посвящённые Году языков коренных народов (таковым объявлен 2019 год), и сколь мизерными окажутся, в том практически нет сомнений, его итоги, они осознают свою ответственность за будущее малочисленных народов России. Поскольку «…у нас как было семь народов, численностью менее 1000 человек, так и осталось. Как было 12 народов, численностью менее 2000 человек, так и осталось. И динамика негативная – эти народы находятся под угрозой исчезновения. Вся земля в Арктике, которая кажется такой большой, уже давно поделена, и государство не хочет уступать её коренным народам. Федеральные власти отправляют к региональным властям, те – обратно. Но по факту это зона ответственности федерального правительства, которое просто не хочет этими вопросами заниматься».
Говоря об этом, Родион Суляндзига далёк от того, чтобы рисовать реальность в чёрно-белых тонах. При том, что что-то делается, он обращает внимание на приоритеты государства в области отношения к коренным малочисленным народам. А они заключаются в том, чтобы в наиболее выигрышном свете представить происходящее в связи с председательством России в Арктическом совете (это главная арктическая международная организация), начало которому будет положено в 2021 году. Поскольку в этом международном объединении вопрос о коренных народах является одним из ключевых, «к этому времени в России надо создать и показать красивую картинку в сфере развития коренных народов», а «любые правдивые выступления на эту тему государству мешают», считает Родион Суляндзига. Это обстоятельство, в конечном итоге, служит реальным объяснением того, что правозащитные организации подвергаются «зачистке».
Правозащитники поддерживают друг друга
Действия Мосгорсуда не остались незамеченными. В поддержку и защиту ЦС КМНС выступили активисты и лидеры неформального объединения «Абориген Форум». Они разместили в интернете и направили в адреса Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства Юстиции Российской Федерации, Совета по правам человека, Специального докладчика ООН по правам коренных народов, Специального докладчика ООН по правозащитникам, Председателя Постоянного Форума ООН по коренным народам, Председателя Экспертного Механизма ООН по правам коренных народов своё Открытое заявление. В документе они выразили решительный протест «против целенаправленных действий государственных органов Российской Федерации, направленных на дискредитацию и ликвидацию общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Активисты и лидеры неформального объединения «Абориген Форум», представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации глубоко убеждены в том, что закрытие ЦС КМНС является несоразмерным наказанием за выявленные Минюстом России нарушения. А решение Мосгорсуда расценивается общественниками как «продолжение многолетнего давления на организацию ЦС КМНС и её руководство, чья работа по защите законных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, была неугодной отдельным государственным, частным структурам и бизнесу бесконтрольно использовать природные ресурсы исконной среды обитания этих народов».
«Необратимый процесс, как смертная казнь»
Показательными стоит признать те комментарии к решению Мосгорсуда, которые опубликовала газета «Коммерсантъ». Родион Суляндзига охарактеризовал происходящий в отношении ЦС КМНС процесс как «часть тенденции закрытия неугодных властям организаций». По его мысли, «Арктика и её ресурсы много значат для российского бизнеса и бюджета. Поэтому компании смотрят на коренные малочисленные народы как на барьер для их деятельности». При этом организация давно занимается защитой прав коренного населения данных территорий, имеет доступ на федеральные и международные площадки, там она открыто говорит о нарушениях. Поэтому, как заключил Родион Суляндзига, «думаю, происходящее – определённая месть за это».
К сказанному стоит добавить, что интересы ЦС КМНС в Мосгорсуде представляли юристы Института права и публичной политики. Говоря о несоразмерности наказания выявленным Минюстом России нарушениям в деятельности организации, руководитель судебной практики этого института Григорий Вайпан обозначил позицию стороны защиты в комментарии «Коммерсанту»: нарушения – «формальные», поскольку Верховный суд РФ значимым признаёт лишь одно из выявленных (это обозначение организации как межрегиональной – при отсутствии отделений в регионах). Тем более, что ЦС КМНС уже приступил к внесению изменений в устав, а суд не дал времени этот процесс довести до завершения. По словам Григория Вайпана, «и Конституционный суд РФ, и ЕСПЧ неоднократно указывали: ликвидация организации возможна только в случае действительно серьёзных нарушений. Ведь это необратимый процесс, как смертная казнь. Возродить ликвидированную организацию больше нельзя, только открыть новую». В данном случае Минюст не использовал перед ликвидацией более мягких мер воздействия (не принял решения о временной приостановке деятельности организации), а сразу «потребовал закрыть организацию, это выглядит странно». Хотя… все эти «странности» вполне объяснимы.
Как написал на своей странице в Facebook Григорий Вайпан, «как и в случае с движением «За права человека», иск Минюста о ликвидации Центра был заявлен по сугубо формальным основаниям (положения устава устарели, не все отчёты представлены в Минюст и даже – о ужас! – в ЕГРЮЛ у Центра отсутствовали коды ОКВЭД). Но дело Центра уникально тем, что, пока оно рассматривалось в Мосгорсуде, мы представили в Минюст комплект документов для устранения всех недостатков. Так вот, суд махнул на это рукой и постановил: Центр уничтожить.
«Мы продолжим бороться»
…По сути, можно, наверное, сделать вывод: ликвидация правозащитных организаций, а не только смена руководства в Совете по правам человека при Президенте РФ, как и многие другие действия, свидетельствует о том, что государство объявило гражданскому обществу войну и (пока что!) радуется своим «успехам». Чем и когда ответит общество? Этот вопрос сегодня остаётся открытым.
Понравилась статья? Поддержите Издание:
Или поделитесь в социальных сетях: