Густав фон Гуго
Густав фон Гуго — известный в XVIII-XIX веках немецкий юрист и основатель исторической школы права.
Деятель был первым, кто высказал мысль об историческом континуитете права (продолжении во времени) как достоянии жителей той или иной территории.
В своих исследованиях он бросил вызов теории естественного права, которая доминировала несколько веков в Европе.
Густав фон Гуго и его биография
Густав фон Гуго родился 23 ноября 1764 года в Германии.
После окончания школы он поступил в Гёттингенский университет, где начал изучать правоведение. В 1782 году он получил степень доктора юридических наук в Университете Галле. Далее он начал заниматься преподавательской деятельностью в университете.
Деятель имел дружеские отношения со многими популярными мыслителями того времени, например, филологами братьями Гримм.
Основные идеи и исследования
Многие исследования Гуго были посвящены проблемам правоведения, которые он рассматривал в рамках развития исторической школы права в XIX веке.
Густав фон Гуго о естественном праве
В труде «Учебник естественного права, или философия положительного права» деятель спорит с устоявшимися положениями теории естественного права. Он не признает концепцию общественного договора, считая, что его никогда не существовало и все государства и политические организации возникали стихийно, а впоследствии подвергались изменениям.
Также ученый считает, что миллионы людей, которые не имеют тесных связей друг с другом, не могли заключить соглашение и добровольно решить подчиняться некой группе людей, представлявшей собой власть. Деятель пишет, что власть и право имеют разные пути возникновения и не могут считаться полностью разумными, право возникает из общественной потребности в разрешении конфликтов.
Право и обычай
В труде «Являются ли законы единственными источниками исторических истин» Гуго сопоставляет право с языком и нравами, развивающимися самостоятельно без факторов влияния в виде договоров и соглашений. Учёный рассматривает процесс развития права как формирование правил некой игры, поскольку оба явления всегда дорабатываются в ходе развития ситуации.
В собственной концепции философ пишет, что закон должен складываться из обычаев, поскольку они известны и привычны обществу, а значит, будут соблюдаться. В противном случае созданные соглашения и законы народ выполнять не будет.
Исследования философа в области проблем правоведения были связаны с вопросами социологии. Так, понятие права ученый связывал с пониманием человеческой сущности, он рассматривал человека как существо, имеющее разумную и свободную волю. По его мнению, существование правовых норм и возникновение правовых отношений может быть исключительно у разумных существ. В работах учёный отражает связь права с группой людей, которая организована при помощи власти. Он считает, что любая из таких групп имеет суверенитет и наделена определённым рядом правовых норм.
Деятель занимался анализом источников права, среди которых выделил самобытно развивающееся право и создаваемое законодательством право. Он писал, что нравы и язык общества формируются самостоятельно, они не испытывают никакого влияния со стороны религии, но при этом существенно зависят от таких условий, как тенденции эпохи и территории.
Учёный писал о том, что с течением времени при социальных изменениях право может начать противоречить справедливости, но он признавал необходимость такого права, так как оно будет выступать крепкой опорой для сохранения внешнего порядка. Он считал, что если рабство будет регламентироваться правом, то оно будет для человека к лучшим условием, чем свобода. Он подтверждал наличие временных правовых институтов, которые при изменении общественной ситуации будут уничтожены и заменены новыми институтами.
Философ утверждал, что формы самобытно развивающегося права преобладают над законодательным видом права, поскольку формируются стихийно на основании привычек общества. Такие законы принимаются обществом быстрее, чем правила, созданные законодательством. При рассмотрении законодательных законов остается непонятным, в какой степени они будут соблюдаться народом. Они могут друг другу противоречить, а также реализовывать корыстные цели власти.
Ученый считал, что естественного права не существует, есть только позитивное, ценность которого заключается в том, что оно вызывает привычку у общества, а значит, с помощью него получится наиболее успешно воздействовать на массы.
Деятель известен работами «Учебник по истории римского права», «Учебник и хрестоматия классического пандективного права», «Учебник по курсу цивилистики».
Исследования Гуго подтверждают, что он придерживался «чистой» правовой науки, разрабатывая многие проблемы исторического правоведения, которые впоследствии развивались его последователями.