Не так давно Президент РФ Владимир Путин заявил о положительном росте российской экономики на протяжении аж 13 кварталов подряд. Но это, судя по всему, – не предел. И глава государства обозначил задачу по ускорению темпов её роста… Что ж, тема «ускорения» для нас не нова, и вполне логично предположить переход от неё к «перестройке». Если предложенных президентом мер окажется недостаточно (а это, как видится Путину, должны быть поддержка макроэкономической стабильности и сохранение государственных финансов в устойчивом состоянии, приведение инфляции к уровню 4 процентов, уменьшение численности безработных, развитие малого и среднего бизнеса. Словом, «ускорение» по-путински – это некий рывок России.
Что же касается новой «перестройки», то её (совсем не по-горбачёвски) сформулировал премьер-министр Дмитрий Медведев. Он огласил, что основой экономического развития России стоит считать… эффективный сбор налогов. Поскольку он будто бы обеспечивает и социальные гарантии, и «стабильность» в целом.
Другой необходимой мерой глава правительства видит наём на работу, причём – безотлагательный, новых эффективных менеджеров. Действующие чиновники, можно предположить, недостаточно надёжны, да и число их не столь велико, как хотелось бы Дмитрию Медведеву.
Вопрос о налогообложении поднят далеко не случайно, а с намёком на самозанятых граждан. Очевидно, им, да и другим простым гражданам, придётся вновь взвалить на свои плечи тяготы по развитию экономики. За счёт чего будут решаться проблемы? Путь видится достаточно традиционным: увеличение цен, повышение действующих налогов, внедрение новых. Как раз в духе идеологии правящих кругов, сформулированной в виде изречения: «Люди – это новая нефть».
Вполне логичным развитием этого курса является совершенствование контроля доходов самой бедной части населения, включая самозанятых. Соответственно, следует полагать, что курс будет взят на выстраивание системы учёта «нелегальных» доходов людей. Всех граждан России? Вот тут позволим себе усомниться. Скорее всего, «самых-самых» (т.е. банкиров, богатых промышленников и др.) эта система обойдёт стороной. Почему? Да потому, что изъятие у богатых большего количества денег чревато негативными последствиями. Ведь богатые – они такие, могут и перестать платить налоги, да и (о, Боже!) вывести капиталы – то ли в офшоры, то ли на Запад. А такого допустить никак невозможно! Непозволительно даже!
Следуя такой логике, один из депутатов Государственной Думы додумался до очень «оригинальной» мысли. Андрей Макаров – председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам – представляет партию «Единая Россия» и известен как один из авторов проекта Конституции РФ, первой части Налогового кодекса РФ, юрист и политик, но пробовал себя в амплуа телеведущего и даже актёра кино. В том случае, если контролирующие органы выявят факт какой-либо деятельности россиянина, приносившей доходы, но с которой не уплачен налог, — весь доход такого «подпольного предпринимателя» должен быть изъят в пользу государства. Чтобы неповадно было, да и государство в накладе не осталось.
Такие меры, если «зуд мудрости» будет воплощён в форму закона, будут распространены не на самозанятых: они едва ли куда-либо за пределы российских рубежей уедут, но налоги будут платить, как говорится, по полной схеме. И за счёт получаемых таким образом средств вполне возможно поддерживать и государственные, и крупнейшие частные компании. Вполне в духе тех мер, которые уже стали не просто приоритетом, а своеобразной «традицией» российского правительства. «Продавленные» им законопроекты уже стали законами, отягчающими и без того непростое налоговое бремя.
Что же касается пополнения «армии» чиновничества, то, по мысли главы Кабмина, вожделенный им «миллион» чиновников нужен для проведения цифровизации экономики РФ. И действующих в управленческой сфере работников – шесть миллионов человек (с учётом «низшего» звена) значительно больше, нежели в период существования СССР.
Вновь прибывшие «рекруты», сколько бы их не было, едва ли улучшат экономическую ситуацию в стране. Куда логичнее предположить, что они призваны получить сверхдоходы. И в том случае, если таким образом будет осуществляться «экономический рывок», – добра, скорее всего, не жди.
Если уж и стремиться к настоящему экономическому прорыву, то, очевидно, российской власти следовало бы отойти от модели экономики, называемой «сырьевой придаток», и действительно заняться развитием технологий, производства, всех секторов экономики. Тогда возможно было бы вести речь и о предпосылках развития, и о новых источниках дохода. Но – не тут-то было: со времени начала деятельности Правительства РФ руководящими для него являются либеральные принципы, предполагающие ответственность частных лиц за прибыльный сектор экономики, и эти лица, по мысли либералов, проявляют себя куда эффективнее любых структур государства. И такая, действующая и по сей день, экономическая модель России сохраняется правительством практически в неизменном виде. А из этого следует вывод о том, что все приготовленные «на чёрный день» припасы и «заначки» могут оказаться изъятыми.
Созвучную мысль высказал и глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин, которого никак, пожалуй, не упрекнёшь в неприязни к либерализму. Экс-министр финансов сомневается в том, что в 2019 году следует ожидать роста доходов россиян. И такое суждение прозвучало не в какой-то частной беседе – в выступлении Кудрина в Совете Федерации. По его словам, подготовленные Минфином поправки в бюджет на текущий год содержат прогноз роста доходов на 1% по итогам года – слишком оптимистичны. Да, 1% – совсем немного, но выполнить прогноз – весьма непросто, поскольку в первом полугодии 2019 года отмечается снижение доходов населения.
По итогам проведённой Счётной палаты проверки стало ясно, что собираемость имущественных налогов в минувшем году в среднем по России снизилась на 2,5%. Счётная палата провела накануне проверку администрирования имущественных налогов на примере Смоленской и Ивановской областей, что и привело к обозначенному выше выводу. Общая же задолженность по их уплате практически сравнялась с годовой суммой поступлений. По мнению специалистов Счётной палаты РФ, правомерно говорить о системных проблемах, характерных для всей страны. Речь идёт о проблемах с собираемостью земельного и имущественного налогов с физических лиц. При разных по масштабу показателях падения (в Ивановской области оно составило 1,2%, а в Смоленской – 18,3%) общая тенденция прослеживается достаточно очевидно. При том, что поступления имущественных налогов рассматриваются как важная часть доходов региональных бюджетов, фактически они не оказывают существенного влияния на формирование доходной части этих бюджетов.
Сказанное лишний раз доказывает, что экономика России никак не стремится сейчас к какому-либо росту, куда более реально говорить о имеющемся спаде. Что существенно подрывает доверие к словам главы государства о прогрессе в экономической сфере. Как, впрочем, и к нему самому как к «национальному лидеру», каковым он хочет себя видеть и каковым его пытается представить россиянам официальная пропаганда.
Георгий Кулаков