Пифагор
Пифагор (580—500 до н. э.) и пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) делают вывод о том, что общество их времени нуждается в реформах политических и правовых основ.
Для них аристократия – власть лучших в интеллектуальном и нравственном отношении, при том, что в обществе древней Греции правила демократия.
Пифагорейские гетерии (тайные союзы, своеобразные интеллектуальные клубы) стали своеобразными очагами пифагорейской мысли, появляясь в Южной Италии, после переезда Пифагора с острова Самос.
Хотя, просуществовали они не долго, под конец шестого века до нашей эры уже были уничтожены.
Пифагорейцы, наверное, первые нумерологи. Их учение, во многом эзотерическое, было основано на власти чисел. Цифрами они объясняли природу, сущность вселенной и ее рождение. А если числами можно объяснить все, то почему бы не перенести учение на политику, право, общественный порядок, традиции и мораль.
Справедливость по Пифагору
Пифагорейцы первые пришли к понятию равенства, когда пытались объяснить справедливость. Они налагали это понятие не только на равенство всех людей, но и на равную надлежащую меру за поступки. При этом, такая равная мера всегда варьируется от вида и характера отношений.
Главной добродетелью пифагорейцы мнили законопослушание, а главная ценность, исходя из такой добродетели, сами писанные источники права – законы, которые стоит сохранять в редакции «отцовских и дедовских обычаев» и не менять.
Анархия для пифагорейцев – отсутствие порядка, что является абсолютным злом. Они мнили человека, как приверженца порядка и руководства. Изыскания с целью найти такой идеальный порядок, приводили к первым описаниям идеальных обществ.
Фалей и Гипподам
Фалей Халкедонский, например, видел корнем отсутствия порядка собственность и писал, что собственность всех жителей полиса необходимо уравнять – сделать равной.
Гипподам (вторая половина пятого века до нашей эры) тоже попытался дать свое видение идеального строя. Так, численность народа 10 000 граждан, поделенных на три страты – ремесленники, землевладельцы и воины. Земли тоже делятся на эти же три части – общественную (для нужд армии), религиозную (для нужд культа) и частные участки землевладельцев. Магистраты должны избираться населением, являющимся гражданами (не в счет – рабы, иностранцы и другие «неграждане»).
Вообще, жанр утопий (это название получилось позднее, с описания Т.Мором государства Утопия) – описания идеальных обществ или строя получил большое развитие как в древней Греции (Государство солнца, Священная хроника и пр.), так и в любом другом периоде человеческой истории (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).