Гераклит
Гераклит (530—470 до н. э.) известен диалектической мыслью об изменениях всего и развитии, с которым связаны его политические и правовые воззрения.
Этот мыслитель ставит под сомнение равенство людей, разделяя их на мудрых и неразумных, добавляя, что абсолютное большинство не понимает воли логоса (высшего разума). Таким образом, оценивает людей Гераклит по их мере постижения этой воли.
Такое неравенство исходит из борьбы всех против всех, где и побеждают мудрейшие и интеллектуальные представители рода людского.
Жизнь полиса, порядки и право должны сообразовываться с логосом, так, человеческие законы должны быть продолжением законов божественных. Исходя из этого, Гераклит призывает беречь закон и даже бороться за него.
При этом, философ оправдывает неравенство и ругает демократию, как форму правления толпы, того самого неразумного большинства.
Таким образом, и для закона не нужно одобрение неразумной толпы, главное в нем – соответствие логосу.
Гераклит и некоторые другие философы (например, Пифагор), мыслящие аристократию как идеальный строй, при этом входили в некоторое противоречие с идеологией старой родовой аристократии. Именно при их жизни родовая знать потихоньку начала сменяться с выходцами из других социальных слоев, которые смогли добиться успеха своими силами. Однако, идеологические изыскания ничем не закончились, новая формула о том, почему старая знать должна оставаться правящим классом так и не была найдена.
Пифагорейцы и сторонники Гераклита оказали влияние и на все другие поколения философов. Их аристократия отличалась от родовой главным признаком – не по крови, а по интеллектуальному превосходству.