Мо-цзы
Основатель моизма Мо-цзы (479—400 до н. э.) стал, наверное, первым философом просвещения. Он одним из первых в мире сформировал мысль о равенстве людей на естественных началах, первым обосновал теорию государства как продукта общественного договора на началах народа, как источника власти.
Моизм
Традиционное для Китая понятие «воли неба» несет у Мо-цзы другую смысловую нагрузку. В связи с тем, что небо является воплощением всеобщей любви и заботы, оно может служить эталоном человеческих отношений и желает, исходя из указанных характеристик, равенства всех со всеми (оно не знает различий между разными людьми – аристократией и подданными, добрыми и злыми, т.п.).
Добродетелью управления у Мо-цзы служит мудрость, как сочетание наказаний и поощрений. Таким образом, кроме кары, воздействовать на людей можно и через нравственность.
Через понятие справедливости, моисты приходят к теории происхождения государства как следствия общественного договора. Так, если ранее у каждого человека было свое понятие справедливости, отличающееся от других, договориться было невозможно. Однако, люди смогли выбрать самого достойного и присоединились к его понятию справедливости, установив единый закон и правителя.
Идея такой вот единой справедливости, должна противостоять произволу людей с полномочиями.
Отсюда стремление Мо-цзы к учету интересов простого люда при отправлении полномочий по управлению страной. Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. Отсюда моисты проводят черту между ними и учением Конфуция – конфуцианцы не могут устанавливать свои правила, так как не в силах помочь низам. Они устанавливают неравенство и не пытаются с ним бороться. А ведь именно в неравенстве корень всех бед в стране (когда простолюдины под гнетом, подвергаются страданиям и живут в нищете, а аристократия относительно свободна, богата и пирует).