Шан Ян и легизм
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Часть труда сформирована и написана Гунсунь Яном (390— 338 до н. э.), известным как Шан Ян.
Этот видный теоретик легизма и один из основателей такого течения как «школа законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361—338 до н. э.).
В отличии от Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы и других, легисты выступали за первоочередность закона (фа) этике. При этом, в Китае трактуют закон больше как наказание, нежели правило поведения.
В общем-то, легисты мнили этику тем старьем, каким нельзя руководствоваться.
Легисты рассматривают закон как единственный метод управления, сущность взаимоотношений власти и общества. Без закона, такие взаимоотношения будут носить характер противоборства. Для легизма характерно полное безволие подданных в качестве эталона властных отношений — порядка.
Легисты людям не доверяют, мыслят их как носителей самых низменных качеств, на которые нельзя повлиять положительными методами.
Интересно, что защищая закон, легизму чужды установление прав подданных, соразмерности преступления и наказания, ответственности и других традиционных для права явлений. Таким образом, право для легистов это не мера установления справедливости и благоденствия, а скорее, только репрессивные меры, приказной порядок управления без сдерживания властвующих (мудрый творит законы, а глупый ограничен ими).
Кроме наказаний, как основной мере воздействия на людей, Шан Ян вводит и коллективную ответственность. При этом, круговая порука охватывает не только рода или семьи, но и общины. Как водится это привело к всеобщей слежке друг за другом, что послужило хорошей почвы установления сильной централизованной власти.
Кроме Шана Яна легизм развивали и другие представители школы законников (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.).
Хань Фэй — фацзя с человеческим лицом
Постулаты легизма отражаются и в других памятниках права «Ясные законы» (IV—III вв. до н. э.), «Хань Фэй-цзы» — работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н. э.) и др.
И везде отстаивается необходимость жестокости законов.
В «Хань Фэй-цзы» Хань Фэй делает попытку адаптировать даосизм и конфуцианство под легистскую школу. Недеяние даосизма, например, предписывает сохранять в тайне управленческие решения.
Хань Фэй продвигает и другие идеи – порицает превышающих полномочия чиновников, предлагает регулировать отношения не только наказаниями. Этот же мыслитель вводит в понимание легизма исторический подход, постулирующий постоянное органичное изменение взглядов согласно текущим условиям.
Ко второму веку до нашей эры правители Китая уже пользовались идеологией, состоявшей из разных частей конфуцианства и легизма.
При этом конфуцианство стало скорее фантиком (красивым идеологическим обоснованием), закрывающим конфету (жесткую структуру управления).