Чарльз Уильям Моррис
Чарльз Уильям Моррис (1901-1979) известен как американский философ и один из ключевых исследователей в области семиотики.
Юношеские годы
Чарльз Уильям Моррис появился на свет 23 мая в 1901 году в США, в Денвере, штат Колорадо. Его отцом был Чарльз Моррис, а матерью Лора Кэмпбелл.
После школы он обучался в Висконсинском университета, который так и не закончил. Обучение продолжил в Северо-Западном университете, где изучал психологию и инженерию. Уильям Моррис успешно закончил его и сразу поступил в Чикагский университет, где получил степень доктора философских наук в 1925 году. Его диссертация рассматривала тему символической теории разума, что впоследствии он будет развивать в своих исследованиях.
Чарльз Уильям Моррис: карьера
После окончания обучения Уильям Моррис занялся преподаванием в университете Райса в городе Хьюстон, где пробыл с 1925 по 1931 год. В университете Чикаго он задержался на 16 лет. С 1948 и до своей смерти числился исследователем в университете Флориды. В 1937 году он стал председателем Американской философской ассоциации и членом Академии наук. Он периодически становился участников различных движений. «Движение единства науки» стало для Уильяма возможностью сотрудничать с такими исследователями как Карнам и Нейрат, с которыми он начал масштабный труд – Международную энциклопедию объединённой науки.
Моррис был активным путешественником. В 1930-х годах он побывал в Германии, Чехословакии, Австрии, Франции и России. В 1940-е он отправился на Восток, где посетил Японию, Китай и Индию. Во время своих поездок он знакомился с единомышленниками, участвовал в конференциях и встречах, посвящённых проблемам философии.
Сам Моррис много времени посвятил преобразованию своих идей в научные произведения. Им были написаны «Шесть теорий разума», освещавшие взгляды на разум в интерпретации различных философов. Свои исследования по семиотике он воплотил в «Основах теории знаков» и «Знаках, языках и поведении». Взгляды на структуру ценностей философ изложил в таких работах как «Пути жизни» и «Разнообразие человеческих ценностей».
Личная жизнь и смерть
После защиты докторской диссертации, в 1925 году взял в жёны Гертруду Э. Томпсон, с которой у них была дочь Салли. Второй брак Уильяма был с его коллегой – Эллен Рут Аллен.
Умер Чарльз Уильям Моррис 15 января в 1979 году в городе Гейнсвилле, штат Флорида.
Чарльз Уильям Моррис: философские концепции
Одной из ключевых работ Морриса является «Шесть теорий разума», в которой понятие разума рассматривается с позиций, с которых другие исследователи изучали его.
- Это был разум в виде некой субстанции, определяемый Аристотелем и Платоном; в качестве процесса, как считали Гегель, Брэдли и др.;
- как система отношений, восходящая к Юму и Маху; в качестве прагматической функции, выведенной Шопенгауэром, Ницше, Мидом и другими;
- и разум как интенциональный акт, рассматриваемый Муром, Брентано, Уайтхедом и прочими исследователями.
Философия по Моррису соотносится с понятием научного эмпиризма, который можно рассматривать в системе выражения через языки, как искусство – через ценности, а математику – через факты. Таким образом, философия является языком всех языков, обобщённым понятием, включающим и семиотику.
Будучи одним из главных исследователей семиотики, он определял знаки как элементы, определяющие поведение человека, следуя в этом за бихевиористами. Семиотика по его определению – это совокупность знаков и связанных с ними процессов функционирования и формирования (семиозис). Эта наука должна, по определению Морриса, стать обобщением теоретической информации, имеющийся у гуманитарных наук (логики, психологии, антропологии), так как они все построены на знаковых системах. Одновременно она является разделителем и связующей нитью с биологическими науками.
Чарльз Уильям Моррис рассматривает в ней три раздела – синтаксис, семантику и прагматику. Первый исследует взаимоотношения знаков друг с другом, второй – это соотношение знаков с другими объектами, а третий состоит из отношения предметов семиотики к использующим их субъектам. Элементы семиозиса он также строит по трёхчастной структуре – знак, десигнатор (знак и объект) и интерпретанта (понимание объекта). Есть ещё интерпретатор, который выступает тем, кто реагирует на знак.
Знак у американского исследователя – это направление образа действия, сообщённое с помощью кого-либо или чего-либо. Учёный выделяет пять видов знаков по принципу вопросов, на которые они отвечают:
- идентификаторы (где?),
- прескиптивные (как?),
- десигнаторы (что?), оценочные (почему?),
- систематизирующие (определение восприятия знаков).
Такое разделение также определяет использование этих знаков в определённых ситуациях. Их можно комбинировать и применять одновременно, стимулируя эти процессы.
Ещё одной классификацией знаков у Морриса было их разделение на персональные и межперсональные. Первые зарождаются внутри человека, не транслируясь звуками, в отличие от вторых. Но при этом они выполняют те же функции, что и межперсональные, хотя и не направлены на определение поведения другого человека, выполняя скорее функции мышления.
Человек постоянно находится под воздействием знаков, воплощающихся в дискурсивных формах – политических, религиозных, моральных и др., способных полноценно руководить им. Личность, которая умеет сознательно рассматривать эти типы и анализировать их, сможет сохранить свободу своих действий и выбора.
Моррис стремился соединить идеи прагматизма и неопозитивизма, что отразилось в работе «Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм». Ещё одним направлением, в котором работал Уильям Моррис, было исследование ценностей, описанной во многих его работах. В большинстве случаев понятия ценностей и знаков идут у Морриса в тесной связке. Ценности у него часто могут являться десигнатами в структуре семиозиса.